время написания стихотворения — одно из наиболее мрачных в россии. после поражения декабристов становится невозможной практически любая деятельность. в связи с этим в людях появляется стремление замкнуться в себе, уйти от жизни в мир дум. стихотворение лермонтова не взгляд на поколение со стороны, а откровение человека, принадлежащего поколению: «я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…» , «я знал одной лишь думы власть — одну, но пламенную страсть… » и т. д. поскольку поколение лишено возможности действовать,
…под бременем познанья и сомненья
в бездействии состарится оно.
тон «думы» , потрясший современников, воспроизводит эмоцию «социального отчаяния» . анализируя свое поколение, лермонтов видит конфликт между разумом и страстью:
…и царствует в душе какой-то холод тайный,
когда огонь кипит в крови.
это приводит к противоречию между смысловой законченностью фразы и эмоциональностью отдельного слова. хотя многие строки афористичны («и ненавидим мы, и любим мы случайно…» ) и закончены, они не способны в полной мере вместить авторские эмоции.
перед опасностью позорно-малодушны,
и перед властию — презренные рабы —
фраза законченная, но за ней идут стихи, продолжающие ее эмоционально:
так тощий плод, до времени созрелый,
ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
висит между цветов, пришлец осиротелый,
и час их красоты — его паденья час!
логическая связь между четверостишиями и частями стихотворения заметно ослаблена и фактически поддерживается лишь общей темой и эмоциональным строем. каждое четверостишие — законченное предложение. голос рассудка звучит открыто, страсти — приглушенно. этот противоречивый поток прекрасно отражает сознание поэта, контраст между высотой чувства и отрицающей мыслью. на этом фоне слово часто функционирует в переносном значении: «состариться» означает не только , но и духовную старость, «ровный путь без цели» — знак равнодушия, апатии, отсутствия жизненных тревог и падений. часто встречаются метафоры («старость души» , «жизнь-путь» и т. д.) .
в первой части стихотворения основную эмоционально-смысловую нагрузку несут традиционные слова элегического романтизма («печально» , «томит» , «вянем» ) и слова философского и общественно-политического значения («познанья» , «сомненья» , «добру» , «злу» , «рабы» и пр.) . выразительны резкие оценочные эпитеты («постыдно» , «позорно») . они подготавливают высокую романтическую ноту, которой заканчивается первая часть: «так тощий плод… »
во второй части слова ораторского стиля отсутствуют, их заменяют слова стиля элегического. выразительный эффект достигается игрой «прозаизмов» и «поэтизмов» («остаток» — «чувства») , которая поддержана употреблением контрастирующих слов: «ненавидим» — «любим» , «холод» — «огонь» .
романтика сменяется реквием.
в последней части вновь появляются слова ораторского стиля в сочетании с лексикой, носящей философский оттенок: «ни мысли плодовитой» , «судья» , «гражданин» и т. д. чем более убедительно развенчивается поколение, тем прозаичнее становится стиль.
все вышесказанное позволяет говорить о жанровом своеобразии стихотворения. это не традиционная элегия, для которой характерно единство стиля и интонации, не философская элегия, не гражданская ода. содержание «думы» не вмещается в границы какого-либо определенного жанра, ибо гражданская тема становится глубоко личной.
лермонтов не отделяет себя от поколения, поэтому в стихотворении нет слов «я» и «вы» , но есть слово «мы» . именно в этом заключается трагедия поэта, неотделимая от трагедии времени, поколения и страны.
- привіт, пробач меня за запізнення, в мене на те були вагомі причини. з днем народження!
- привіт,дуже дякую за поздоровлення. та нічого страшного,ти не дуже вже й запізнився.проходь до зали,всі вже за столом.
- дякую тобі за твою ласку. запевняю, що у наступний раз я не запізнюсь.
- це буде дуже добре, адже ми тебе трішки зачекались, але без тебе нічого не починали. скажу по секрету, щоб тебе не мучила совість: ти не один запізнився, та й до того ж ми на вказану годину все ще не приготували.
время написания стихотворения — одно из наиболее мрачных в россии. после поражения декабристов становится невозможной практически любая деятельность. в связи с этим в людях появляется стремление замкнуться в себе, уйти от жизни в мир дум. стихотворение лермонтова не взгляд на поколение со стороны, а откровение человека, принадлежащего поколению: «я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…» , «я знал одной лишь думы власть — одну, но пламенную страсть… » и т. д. поскольку поколение лишено возможности действовать,
…под бременем познанья и сомненья
в бездействии состарится оно.
тон «думы» , потрясший современников, воспроизводит эмоцию «социального отчаяния» . анализируя свое поколение, лермонтов видит конфликт между разумом и страстью:
…и царствует в душе какой-то холод тайный,
когда огонь кипит в крови.
это приводит к противоречию между смысловой законченностью фразы и эмоциональностью отдельного слова. хотя многие строки афористичны («и ненавидим мы, и любим мы случайно…» ) и закончены, они не способны в полной мере вместить авторские эмоции.
перед опасностью позорно-малодушны,
и перед властию — презренные рабы —
фраза законченная, но за ней идут стихи, продолжающие ее эмоционально:
так тощий плод, до времени созрелый,
ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
висит между цветов, пришлец осиротелый,
и час их красоты — его паденья час!
логическая связь между четверостишиями и частями стихотворения заметно ослаблена и фактически поддерживается лишь общей темой и эмоциональным строем. каждое четверостишие — законченное предложение. голос рассудка звучит открыто, страсти — приглушенно. этот противоречивый поток прекрасно отражает сознание поэта, контраст между высотой чувства и отрицающей мыслью. на этом фоне слово часто функционирует в переносном значении: «состариться» означает не только , но и духовную старость, «ровный путь без цели» — знак равнодушия, апатии, отсутствия жизненных тревог и падений. часто встречаются метафоры («старость души» , «жизнь-путь» и т. д.) .
в первой части стихотворения основную эмоционально-смысловую нагрузку несут традиционные слова элегического романтизма («печально» , «томит» , «вянем» ) и слова философского и общественно-политического значения («познанья» , «сомненья» , «добру» , «злу» , «рабы» и пр.) . выразительны резкие оценочные эпитеты («постыдно» , «позорно») . они подготавливают высокую романтическую ноту, которой заканчивается первая часть: «так тощий плод… »
во второй части слова ораторского стиля отсутствуют, их заменяют слова стиля элегического. выразительный эффект достигается игрой «прозаизмов» и «поэтизмов» («остаток» — «чувства») , которая поддержана употреблением контрастирующих слов: «ненавидим» — «любим» , «холод» — «огонь» .
романтика сменяется реквием.
в последней части вновь появляются слова ораторского стиля в сочетании с лексикой, носящей философский оттенок: «ни мысли плодовитой» , «судья» , «гражданин» и т. д. чем более убедительно развенчивается поколение, тем прозаичнее становится стиль.
все вышесказанное позволяет говорить о жанровом своеобразии стихотворения. это не традиционная элегия, для которой характерно единство стиля и интонации, не философская элегия, не гражданская ода. содержание «думы» не вмещается в границы какого-либо определенного жанра, ибо гражданская тема становится глубоко личной.
лермонтов не отделяет себя от поколения, поэтому в стихотворении нет слов «я» и «вы» , но есть слово «мы» . именно в этом заключается трагедия поэта, неотделимая от трагедии времени, поколения и страны.
- привіт, пробач меня за запізнення, в мене на те були вагомі причини. з днем народження!
- привіт,дуже дякую за поздоровлення. та нічого страшного,ти не дуже вже й запізнився.проходь до зали,всі вже за столом.
- дякую тобі за твою ласку. запевняю, що у наступний раз я не запізнюсь.
- це буде дуже добре, адже ми тебе трішки зачекались, але без тебе нічого не починали. скажу по секрету, щоб тебе не мучила совість: ти не один запізнився, та й до того ж ми на вказану годину все ще не приготували.
- ахах, величезне дякую за таку таємницю
- а тепер пішли до гостей, вже зачекалися.