Вне меньшей степени, чем грэй, ассоль внушает веру в успех, несет горение удачи. в душе грэя уживались два человека. и в душе ассоль жили две ассоль, «перемешанных в замечательной прекрасной неправильности» . одна была дочь матроса, ремесленника, умевшая мастерить игрушки, прилежно шить, стряпать, мыть полы. другая, та, которую грин называл живым стихотворением «со всеми чудесами его созвучий и образов» , сама была воплощением поэзии. трепеща и волнуясь, жила ассоль в ожидании чуда. и в этой взаимности теней и света, в этой прекрасной неправильности была, как и у грэя, своя правильность, было присущее им обоим высокое искусство преображать мир, вдохновенно совершать множество удивительных открытий «эфирно-тонких» , «невыразимых» , «но важных, как чистота и тепло» . все, что видела ассоль вокруг себя, все, чем жила, становилось «кружевом тайн в образе повседневности» . самый звук ее имени, столь же странный и непривычный для слуха, предвещал встречу с существом, не похожим на других. в чем же источник очарования ассоль? грин не собирается задавать нам загадок на сей счет. столько в ее душе чистоты, непосредственности, естественности, такая готовность видеть мир глазами, в которых не остается ничего взрослого, — большими глазами ребенка, что вместе с нею мы проникаемся ожиданием прекрасной неизвестности. другу своему, угольщику филиппу, ассоль вдохновенно обещает, что однажды, когда филипп будет заваливать свою корзину углем, она превратится в благоухающий куст. и филиппу и впрямь начинает мерещиться, что из старых прутьев поползли почки и брызнули по корзине листья. трепеща и волнуясь, уходит ассоль на берег моря, напряженно высматривая на горизонте белый корабль с алым парусом. и мы тоже, не веря, что верим, дожидаемся его появления. «эти минуты были для нее счастьем, — написал грин о своей героине, — нам трудно так уйти в сказку, ей было бы не менее трудно выйти из ее власти и обаяния» . и какое же торжество над прозаическим, грубым, одномерным, плоским и обывательским представлением о жизни, лишенным всякого полета фантазии, испытывает вместе со своими героями автор книги, когда на глазах у потрясенных жителей каперны вдруг возникает корабль с теми самыми парусами, имя которых до сих пор звучало, как издевательство. героиня «алых парусов» в свое время показалась некоторым критикам книги персонажем хотя и поэтическим, однако пассивным, бездеятельным. такой грину адресовали не раз. так ли уж он справедлив? грэю даны силы, возможности, желание воплотить в жизнь мечту ассоль. но вспомним, что никто другой, как ассоль и вдохновила грэя на его поступок! ассоль грэю понять одну нехитрую истину. понять и в ней увериться: надо делать так называемые чудеса своими руками. и может быть, именно поэтому грэй и не захотел никого другого, кроме ассоль. образ и характеристика ассоль вторым главным героем в повести представлен артур грэй, который родился в богатой семье, и у него то же была своя мечта – стать капитаном и он стал им. в 15 лет он пошел на судно простым матросом и в течение времени плавания капитан корабля обучал артура разным морским наукам. после четырёх лет плаваний, вернувшись домой, артур взял у родителей крупную сумму денег для приобретения собственного корабля. и с этого момента он плавал по морям и океанам капитаном. и однажды во время своего очередного путешествия артур встретил ассоль, которая ему понравилась. и узнав о её мечте, он решил и исполнил её.
12 августа 18** г. десятилетний николенька иртеньев просыпается на третий день после своего дня рождения в семь часов утра. после утреннего туалета учитель карл иваныч ведёт николеньку и его брата володю здороваться с матушкой, которая разливает чай в гостиной, и с отцом, в своём кабинете хозяйственные указания приказчику.
николенька чувствует в себе чистую и ясную любовь к родителям, он любуется ими, делая для себя точные наблюдения: « одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то оно прекрасно; если она не изменяет его, то лицо обыкновенно; если она портит его, то оно дурно». для николеньки лицо матушки — прекрасное, ангельское. отец в силу своей серьёзности и строгости кажется ребёнку загадочным, но бесспорно красивым человеком, который «нравится всем без исключения».
отец объявляет мальчикам о своём решении — завтра он забирает их с собой в москву. весь день: и учёба в классах под надзором расстроенного от полученного известия карла иваныча, и охота, на которую берёт детей отец, и встреча с юродивым, и последние игры, во время которых николенька чувствует что-то вроде первой любви к катеньке, — все это сопровождается горестным и печальным чувством предстоящего прощания с родным домом. николенька вспоминает счастливое время, проведённое в деревне, дворовых людей, беззаветно преданных их семейству, и подробности прожитой здесь жизни предстают перед ним живо, во всех противоречиях, которые пытается примирить его детское сознание.
на другой день в двенадцатом часу коляска и бричка стоят у подъезда. все заняты приготовлениями к дороге, и николенька особенно остро чувствует несоответствие важности последних минут перед расставанием и всеобщей суеты, царящей в доме. вся семья собирается в гостиной вокруг круглого стола. николенька обнимает мать, плачет и ни о чем не думает, кроме своего горя. выехав на большую дорогу, николенька машет матери платком, продолжает плакать и замечает, как слезы доставляют ему «удовольствие и отраду». он думает о маменьке, и любовью к ней проникнуты все воспоминания николеньки.
уже месяц отец с детьми живут в москве, в бабушкином доме. хотя карл иваныч тоже взят в москву, детей учат новые учителя. на именины бабушки николенька пишет свои первые стихи, которые читают прилюдно, и николенька особенно переживает эту минуту. он знакомится с новыми людьми: княгиней корнаковой, князем иван иванычем, родственниками ивиными — тремя мальчиками, почти ровесниками николеньки. при общении с этими людьми у николеньки развиваются главные его качества: природная тонкая наблюдательность, противоречивость в собственных чувствах. николенька часто оглядывает себя в зеркале и не может представить, что его кто-то может любить. перед сном николенька делится своими переживаниями с братом володей, признается, что любит сонечку валахину, и в его словах проявляется вся детская неподдельная страстность его натуры. он признается: « я лежу и думаю о ней, бог знает отчего делается грустно и ужасно хочется плакать».
через полгода отец получает из деревни письмо от маменьки о том, что она во время прогулки жестоко простудилась, слегла, и силы её тают с каждым днём. она просит приехать и володю и николеньку. не медля, отец с сыновьями выезжают из москвы. самые страшные предчувствия — последние шесть дней маменька уже не встаёт. она даже не может попрощаться с детьми — её открытые глаза ничего уже не маменька умирает в этот же день в ужасных страданиях, успев лишь попросить благословения для детей: «матерь божия, не оставь их! »
на другой день николенька видит маменьку в гробу и не может примириться с мыслью, что это жёлтое и восковое лицо принадлежит той, кого он любил больше всего в жизни. крестьянская девочка, которую подносят к покойнице, страшно кричит в ужасе, кричит и выбегает из комнаты николенька, поражённый горькой истиной и отчаянием перед непостижимостью смерти.
через три дня после похорон весь дом переезжает в москву, и со смертью матери для николеньки заканчивается счастливая пора детства. приезжая потом в деревню, он всегда приходит на могилу матушки, недалеко от которой похоронили верную до последних дней их дому наталью савишну.
12 августа 18** г. десятилетний николенька иртеньев просыпается на третий день после своего дня рождения в семь часов утра. после утреннего туалета учитель карл иваныч ведёт николеньку и его брата володю здороваться с матушкой, которая разливает чай в гостиной, и с отцом, в своём кабинете хозяйственные указания приказчику.
николенька чувствует в себе чистую и ясную любовь к родителям, он любуется ими, делая для себя точные наблюдения: « одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то оно прекрасно; если она не изменяет его, то лицо обыкновенно; если она портит его, то оно дурно». для николеньки лицо матушки — прекрасное, ангельское. отец в силу своей серьёзности и строгости кажется ребёнку загадочным, но бесспорно красивым человеком, который «нравится всем без исключения».
отец объявляет мальчикам о своём решении — завтра он забирает их с собой в москву. весь день: и учёба в классах под надзором расстроенного от полученного известия карла иваныча, и охота, на которую берёт детей отец, и встреча с юродивым, и последние игры, во время которых николенька чувствует что-то вроде первой любви к катеньке, — все это сопровождается горестным и печальным чувством предстоящего прощания с родным домом. николенька вспоминает счастливое время, проведённое в деревне, дворовых людей, беззаветно преданных их семейству, и подробности прожитой здесь жизни предстают перед ним живо, во всех противоречиях, которые пытается примирить его детское сознание.
на другой день в двенадцатом часу коляска и бричка стоят у подъезда. все заняты приготовлениями к дороге, и николенька особенно остро чувствует несоответствие важности последних минут перед расставанием и всеобщей суеты, царящей в доме. вся семья собирается в гостиной вокруг круглого стола. николенька обнимает мать, плачет и ни о чем не думает, кроме своего горя. выехав на большую дорогу, николенька машет матери платком, продолжает плакать и замечает, как слезы доставляют ему «удовольствие и отраду». он думает о маменьке, и любовью к ней проникнуты все воспоминания николеньки.
уже месяц отец с детьми живут в москве, в бабушкином доме. хотя карл иваныч тоже взят в москву, детей учат новые учителя. на именины бабушки николенька пишет свои первые стихи, которые читают прилюдно, и николенька особенно переживает эту минуту. он знакомится с новыми людьми: княгиней корнаковой, князем иван иванычем, родственниками ивиными — тремя мальчиками, почти ровесниками николеньки. при общении с этими людьми у николеньки развиваются главные его качества: природная тонкая наблюдательность, противоречивость в собственных чувствах. николенька часто оглядывает себя в зеркале и не может представить, что его кто-то может любить. перед сном николенька делится своими переживаниями с братом володей, признается, что любит сонечку валахину, и в его словах проявляется вся детская неподдельная страстность его натуры. он признается: « я лежу и думаю о ней, бог знает отчего делается грустно и ужасно хочется плакать».
через полгода отец получает из деревни письмо от маменьки о том, что она во время прогулки жестоко простудилась, слегла, и силы её тают с каждым днём. она просит приехать и володю и николеньку. не медля, отец с сыновьями выезжают из москвы. самые страшные предчувствия — последние шесть дней маменька уже не встаёт. она даже не может попрощаться с детьми — её открытые глаза ничего уже не маменька умирает в этот же день в ужасных страданиях, успев лишь попросить благословения для детей: «матерь божия, не оставь их! »
на другой день николенька видит маменьку в гробу и не может примириться с мыслью, что это жёлтое и восковое лицо принадлежит той, кого он любил больше всего в жизни. крестьянская девочка, которую подносят к покойнице, страшно кричит в ужасе, кричит и выбегает из комнаты николенька, поражённый горькой истиной и отчаянием перед непостижимостью смерти.
через три дня после похорон весь дом переезжает в москву, и со смертью матери для николеньки заканчивается счастливая пора детства. приезжая потом в деревню, он всегда приходит на могилу матушки, недалеко от которой похоронили верную до последних дней их дому наталью савишну.
источник - мой сайт