Написать анализ лирического произведения на выбор любого поэта, с творчеством которого познакомились в теме №8. Русская литература XХ века (1 часть). Объём – 0,75-1 стр.
Схема анализа лирического произведения
1. О стихотворении и его авторе.
Кем и когда написано стихотворение, кому оно посвящено, как было воспринято читателями и критиками, особенности эпохи - вся та информация, которая относится к стихотворению вообще.
2. Жанровое своеобразие стихотворения
(ода, гимн, романс, элегия...).
3. Структура образов и развитие конфликта.
а) Тема и основная мысль произведения.
б) Как развивается в тексте мысль и чувство автора (с чего стихотворение начинается и чем заканчивается, как вы думаете, почему автор выбирает именно такую композицию).
в) Система художественных образов стихотворения (как эти образы соотносятся с жизнью человека и его чувствами?).
4. Черты лирического героя.
5. Основные особенности поэтического языка.
а) Тропы и фигуры
(сравнение, эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, символ, гипербола, инверсия).
б) Языковой поуровневый анализ.
- Поэтическая фонетика (ассонанс, аллитерация.)
- Поэтическая лексика (синонимы, антонимы, архаизмы, неологизмы).
- Использование явлений морфологии и синтаксиса.
6. Ритм. Стихотворный размер. Рифма.
7. Мое восприятие произведения.
"Таинственный остров" - это история о пяти американцах, волею судьбы заброшенных на воздушном шаре на необитаемый остров Тихого океана. Инженер, журналист, моряк, бывший чернокожий раб и мальчик: что общего могло быть у этих, с первого взгляда, совершенно разных людей? У них не было никаких инструментов, ничего совершенно. Однако, проявив терпение и трудолюбие, они многого добились, многое создали на своём острове. К тому же, как оказалось позже, они были не совсем одни. Им постоянно таинственный могущественный незнакомец (оказавшийся никем иным, как капитаном Немо). Вообще в этом романе есть некоторые пересечения с двумя другими романами Жюля Верна. Колонисты (как наши 5 героев стали себя сами называть) побывали на соседнем острове и от полного одичания бывшего каторжника Айртона (главного злодея в "Детях капитана Гранта"). Капитан же Немо нашёл свой приют на этом острове после своих многочисленных подводных скитаний на Наутилусе, небольшая часть которых описывалась в "20000 лье под водой". Было любопытно встретить в другом романе знакомых персонажей из двух других книг, что прочитал раньше.
"Таинственный остров" - это книга о людях, которые смогли не потерять мужество и даже сплотились ещё больше при сложных обстоятельствах. Они смело защищали свои владения от пиратов, которых было в 10 раз больше. И хотели, побывав в Америке, вернуться на полюбившийся остров, чтобы облагородить его ещё больше, но конец романа оказался несколько трагичным в этом плане. Пробудившийся неожиданно вулкан спутал им все планы и они сами едва остались живы в конце... Неутомимый труд, мужество, поддержка друг друга - чем не агитация трудящихся масс в советское время? Не зря же сняли в нашей стране в 1941 году фильм по этой книге. В наше время такой сюжет кажется более фантастичным. Сейчас, к сожалению, нет таких лозунгов, как раньше. Сейчас у нас популярный девиз "Вся власть деньгам".
Я полагаю, что эта книга будет интересна не только детям 12-16 лет, но и взрослым. Смотрел потом одноимённый фильм и он после книги совсем не впечатлил - слишком много вырезано интересных моментов и подробностей, многое вообще переделано на другой лад. И с такой ситуацией сталкиваюсь постоянно. Читайте классику - литературу для ума и сердца! Никакие фильмы не сравнятся с хорошими книжками, в плане интереса и развития фантазии (да и в других планах тоже). Именно такие книги, как "Таинственный остров" пробуждают в нас фантазию и желание творить, а также укрепляют сам наш дух и делают человечнее. Из недостатков могу отметить лишь не совсем и не всегда качественный перевод. Может это недостаток типичен для конкретно того издательства, к которому принадлежит моя книга - "Азбука-классика".
Поясню, почему поставил общую оценку "отлично", несмотря на две 4 и даже одну тройку. Самое главное в книге, считаю, сюжет и стиль. А оформление, перевод и печать - это могут быть достоинства или недостатки какого-то одного издания (самих изданий может быть множество). К тому же, в этой книге все мелкие недостатки просто игнорируются, когда погружаешься с головой
Онегина воспитывали Французы, а Печорина мало интересовала судьба родины. Мы в первой главе романа А.С.Пушкина сразу видим образ жизни. У Онегина приближается к господствующему идеалу того времени. Его самого привлекает богатство, роскошь, блестящий успех в свете, наслаждение жизнью, и успех у женщин. "Но был ли счастлив мой Евгений?"- задаёт автор вопрос. Но увы НЕТ, Онегиным постепенно овладела хандра. "Он к жизни вовсе охладел".
Пушкин подчеркивает отрицательное отношение к окружающей среде Онегина"злость мрачных эпиграмм", "шутки с желчью пополам". Всё это показывает, что Онегин принадлежит к тем людям кто жил и мыслил. Так проясняется образы талантливых, умных. Они образованы и не заурядны. Отвернувшись от света, от общества, Онегин "уставил полку отрядом книг", но в кабинете нет "лорда Байрона портрет".
У Печорина тоже "душа испорчена светом". Мелочность, лицемерие и пошлость интересов, светская жизнь опустошала его, а светские предрассудки окружали с детства. Постоянное общение с легка образованными людьми в Печорине вызывало презрение и недоверие к людям. Сама речь Печорина полна афоризмов. "Зло порождает зло", " Идеи это создание органические".
Эти герои играют судьбами людей!
Убийство Ленского, было осознано как преступление прежде всего самими Онегиным, началась мучительная трагедия совести. А в дневниках Печорина чаще всего стало появляться слово "скучно". Рушится надежда Печорина - любовь "Дикарки", он не испытывает торжества победителя после поединка с Грушницким, у него осталась душевная тяжесть.
Мы понимаем что без них наша культура была бы беднее, а они в своем времени оказались "Лишними людьми"! Они жили и мыслили в то время, когда их размышление были общественно важными и исторически необходимым делом.