Қазақтың шешендік сөздерін өзге жұрттың атақты адамдары, ғалымдары жоғары бағалады. Шешендік сөздер нұсқаларын академик В.В.Радлов (XIX ғ.) зерттеп жинаған болатын. Ол: «Қазақтар… мүдірмей, кідірмей, ерекше екпінмен сөйлейді. Ойын дәл, айқын ұғындырады. Ауыз екі сөйлеп отырғанның өзінде сөйлеген сөздер ұйқаспен, ырғақпен келетіндігі соншалық, бейне бір өлең екен деп таң қаласын», – деп көрсете отырып, әсіресе қазақ тілінің тазалығы мен табиғилығын дұрыс аңғарып, қазақтардың сөзге тапқырлығы мен шешендігі өзіне ерекше әсер еткенін жазған.
Сондай-ақ, қазақтың шешендік, тапқырлық, нақыл сөздерін жинап жариялағандардың бірі – Ыбырай Алтынсарин. Ол халық даналығының жас өспірімдерді тапқырлыққа, өткірлікке, адамгершілікке баулитын тәрбие құралы екенін жете танып, өз еңбектеріне орнымен енгізіп, пайдалана білді.
Қ.Бейсенов өз ойын былайша өрбітеді:
«Қазақ топырағында қалыптасқан рухани кеңістікте, Әл-Фарабиден Абайға дейінгі аралықта бұл (шешендік өнер) туралы айтқан ой саңлақтары баршылық. Мысалы, Әбунасыр бабамыздың логиканы біртұтас ойкешті ғылымдық жүйеге түсіріп, оның танымдық тәсілдерін айқындап бергені белгілі. Шешендік өнерге байланысты айтылған Әл-Фарабилік ойларға қысқаша тоқталсақ, онда ол диалетиканың қарапайым пікір таластырушылық өнер емес, ақылды ұстартатын ой кешу тәсілі екендігін баса айтқан
Два брата — две судьбы Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» — это героический рассказ о жизни вольного казацкого народа, храбро сражавшегося с иноземными захватчиками за свою веру и независимость. Произведение было впервые опубликовано в 1835 году, но в дальнейшем текст его был изменен самим автором и его близким другом Н. Я. Прокоповичем, и, спустя семь лет (в 1842 году), издан во второй редакции. Главными героями произведения являются бравый пожилой казак Тарас Бульба и его сыновья — Остап и Андрий. Несмотря на кровное родство, судьбы двух братьев складываются абсолютно по-разному. Старшему брату — Остапу «битвенный путь», казалось, был написан на роду. Вероятно, потому молодой человек часто сбегал из Киевской академии и закапывал свой букварь, так как считал учебу пустой тратой времени. Перед побегами его не останавливало даже то, что каждый раз после этого юноша был высечен «бесчеловечно». «Меньшой» же сын Тараса Бульбы — Андрий разительно отличался от своего брата. Юноша имел живые и развитые чувства, испытывал тягу к знаниям и умел ценить свое одиночество. Если Остап не мог ни о чем думать, кроме «войны и разгульной пирушки», то страстью Андрия были женщины, а вернее, всего одна — прекрасная темноглазая полячка. Уже на этом этапе можно было бы понять, что братьям уготована разная судьба. Остап по своему характеру и убеждениям был истинным казаком и достойным сыном своего отца. Физические наказания, перенесенные в академии, ожесточили его характер и придали ему необходимую твердость для того, чтобы молодой человек мог потом хладнокровно и расчетливо сражаться на поле боя. Кроме того, Остап никому не прощал обиду и никогда не выдавал своих товарищей. В Андрии, так же как и в Остапе, была сильна «жажда подвига», но для «пылкого юноши» даже сражение было озарено духом романтики: он слышал «очаровательную музыку пуль и мечей». Все изменилось для молодого человека тогда, когда он получил весть от любимой «панночки». Он узнал, что девушка оказалась заложницей в осаждаемом казаками городе, и вот-вот может умереть от голода. Это известие заставляет молодого человека броситься на любимой. Андрий настолько увлечен вспыхнувшими в нем чувствами, что не думает более ни о брате, ни об отце, ни о своем казацком долге. Так юноша становится отступником и переходит на сторону поляков. Его ждет бесславная смерть от рук собственного отца. Убив сына, Тарас Бульба сокрушается о том, что пропал молодой «козак», как «подлая собака». В глазах старого запорожца и его боевых товарищей смерть Андрия видится именно так и никак иначе. Остапу тоже уготована не менее печальная участь: во время очередного сражения его берут в плен поляки, а затем казнят на городской площади. Все «терзания и пытки» молодой человек сносит, как «исполин». Лишь в конце он кричит: «Батько! где ты! Слышишь ли ты?». И, получив желаемый ответ, умирает с достоинством. Та смерть, которой погибает Остап, в отличие от смерти Андрия, считалась во времена Тараса Бульбы почетной для казака. Не было ничего лучше для запорожца, чем отдать свою жизнь за Родину и православную веру.
Объяснение:
Қазақтың шешендік сөздерін өзге жұрттың атақты адамдары, ғалымдары жоғары бағалады. Шешендік сөздер нұсқаларын академик В.В.Радлов (XIX ғ.) зерттеп жинаған болатын. Ол: «Қазақтар… мүдірмей, кідірмей, ерекше екпінмен сөйлейді. Ойын дәл, айқын ұғындырады. Ауыз екі сөйлеп отырғанның өзінде сөйлеген сөздер ұйқаспен, ырғақпен келетіндігі соншалық, бейне бір өлең екен деп таң қаласын», – деп көрсете отырып, әсіресе қазақ тілінің тазалығы мен табиғилығын дұрыс аңғарып, қазақтардың сөзге тапқырлығы мен шешендігі өзіне ерекше әсер еткенін жазған.
Сондай-ақ, қазақтың шешендік, тапқырлық, нақыл сөздерін жинап жариялағандардың бірі – Ыбырай Алтынсарин. Ол халық даналығының жас өспірімдерді тапқырлыққа, өткірлікке, адамгершілікке баулитын тәрбие құралы екенін жете танып, өз еңбектеріне орнымен енгізіп, пайдалана білді.
Қ.Бейсенов өз ойын былайша өрбітеді:
«Қазақ топырағында қалыптасқан рухани кеңістікте, Әл-Фарабиден Абайға дейінгі аралықта бұл (шешендік өнер) туралы айтқан ой саңлақтары баршылық. Мысалы, Әбунасыр бабамыздың логиканы біртұтас ойкешті ғылымдық жүйеге түсіріп, оның танымдық тәсілдерін айқындап бергені белгілі. Шешендік өнерге байланысты айтылған Әл-Фарабилік ойларға қысқаша тоқталсақ, онда ол диалетиканың қарапайым пікір таластырушылық өнер емес, ақылды ұстартатын ой кешу тәсілі екендігін баса айтқан
Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» — это героический рассказ о жизни вольного казацкого народа, храбро сражавшегося с иноземными захватчиками за свою веру и независимость. Произведение было впервые опубликовано в 1835 году, но в дальнейшем текст его был изменен самим автором и его близким другом Н. Я. Прокоповичем, и, спустя семь лет (в 1842 году), издан во второй редакции.
Главными героями произведения являются бравый пожилой казак Тарас Бульба и его сыновья — Остап и Андрий. Несмотря на кровное родство, судьбы двух братьев складываются абсолютно по-разному.
Старшему брату — Остапу «битвенный путь», казалось, был написан на роду. Вероятно, потому молодой человек часто сбегал из Киевской академии и закапывал свой букварь, так как считал учебу пустой тратой времени. Перед побегами его не останавливало даже то, что каждый раз после этого юноша был высечен «бесчеловечно».
«Меньшой» же сын Тараса Бульбы — Андрий разительно отличался от своего брата. Юноша имел живые и развитые чувства, испытывал тягу к знаниям и умел ценить свое одиночество. Если Остап не мог ни о чем думать, кроме «войны и разгульной пирушки», то страстью Андрия были женщины, а вернее, всего одна — прекрасная темноглазая полячка.
Уже на этом этапе можно было бы понять, что братьям уготована разная судьба. Остап по своему характеру и убеждениям был истинным казаком и достойным сыном своего отца. Физические наказания, перенесенные в академии, ожесточили его характер и придали ему необходимую твердость для того, чтобы молодой человек мог потом хладнокровно и расчетливо сражаться на поле боя. Кроме того, Остап никому не прощал обиду и никогда не выдавал своих товарищей.
В Андрии, так же как и в Остапе, была сильна «жажда подвига», но для «пылкого юноши» даже сражение было озарено духом романтики: он слышал «очаровательную музыку пуль и мечей». Все изменилось для молодого человека тогда, когда он получил весть от любимой «панночки». Он узнал, что девушка оказалась заложницей в осаждаемом казаками городе, и вот-вот может умереть от голода.
Это известие заставляет молодого человека броситься на любимой. Андрий настолько увлечен вспыхнувшими в нем чувствами, что не думает более ни о брате, ни об отце, ни о своем казацком долге.
Так юноша становится отступником и переходит на сторону поляков. Его ждет бесславная смерть от рук собственного отца. Убив сына, Тарас Бульба сокрушается о том, что пропал молодой «козак», как «подлая собака». В глазах старого запорожца и его боевых товарищей смерть Андрия видится именно так и никак иначе.
Остапу тоже уготована не менее печальная участь: во время очередного сражения его берут в плен поляки, а затем казнят на городской площади. Все «терзания и пытки» молодой человек сносит, как «исполин». Лишь в конце он кричит: «Батько! где ты! Слышишь ли ты?». И, получив желаемый ответ, умирает с достоинством.
Та смерть, которой погибает Остап, в отличие от смерти Андрия, считалась во времена Тараса Бульбы почетной для казака. Не было ничего лучше для запорожца, чем отдать свою жизнь за Родину и православную веру.