“Превосходная должность – быть на земле человеком” – утверждение, которое лежит в основе всего творчества М. Горького. Простота языка. Ранние романтические произведения Горького. Их отличительной является то, что в них герой Горького–борец. Вера в человека на самопожертвование составляет одно из свойств гуманизма писателя (на примере“Макара Чудры”). Природа. Ее роль. Как благодаря действию природы герои реализуют себя. В действительности: с моря дул влажный холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию песка, набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка, его порывы приносили с собой сморщенные желтые листья и бросали их в костер раздувая пламя. “Окружавшая нас тьма осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг, слева– безграничную степь, справа – бесконечное море, и прямо против меня – фигуру Макара Чудры, старого цыгана…” В рассказанном: “Вот из темноты…” “Ночь светлая, месяц серебром всю степь залил, и далеко все видно”. “Усиливался дождь, и моря распевало мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган…” “… по степи в темноте ночи…” Связь реального действующего лица с “легендарным героем”. Главные жизненные утверждения” “Его рассказ о давнем былом приобретает характерные свойства легенды. Чем жить человеку? Тем могучим и прекрасным, что заключено в нем самом: силой его духа, величием его чувств, неукротимым стремлением к свободе. Пусть это стремление приведет к смерти, но путь оно будет, потому что это главное в жизни, ее единственное, пока, богатство. ” (Н. Наумова) Макар Чудра “Ведома…воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит его сердце? Он раб и все тут! …” “…Живи, и все тут. И похаживай, да посматривай кругом себя, вот тоска не возьмет никогда…” Радда и Зобар “Он любил только коней и ничего больше, и то недолго –поездит, да и продаст, а деньги, кто хочет, тот и возьми. У него не было заветного–нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы от этого хорошо было”. “Никогда я никого не любила, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то я люблю больше чем тебя…” “Она любит свою волю больше меня, а я ее люблю больше своей воли…” “Эх! Да и поклонюсь тебе в ноги, королева гордая! …” “Лежала Радда, прижав к груди руку с прядью волос, и открытые глаза ее были в голубом небе, а у ног ее раскинулся удалой Пойко Зобар, на лицо его падали кудри, и не видно было его лица”. “Было тут над чем плакать…” “В жизни всегда есть место подвигам…”
Природа. Ее роль. Как благодаря действию природы герои реализуют себя. В действительности: с моря дул влажный холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию песка, набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка, его порывы приносили с собой сморщенные желтые листья и бросали их в костер раздувая пламя.
“Окружавшая нас тьма осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг, слева– безграничную степь, справа – бесконечное море, и прямо против меня – фигуру Макара Чудры, старого цыгана…” В рассказанном: “Вот из темноты…”
“Ночь светлая, месяц серебром всю степь залил, и далеко все видно”. “Усиливался дождь, и моря распевало мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган…” “… по степи в темноте ночи…”
Связь реального действующего лица с “легендарным героем”. Главные жизненные утверждения” “Его рассказ о давнем былом приобретает характерные свойства легенды. Чем жить человеку? Тем могучим и прекрасным, что заключено в нем самом: силой его духа, величием его чувств, неукротимым стремлением к свободе. Пусть это стремление приведет к смерти, но путь оно будет, потому что это главное в жизни, ее единственное, пока, богатство. ” (Н. Наумова) Макар Чудра
“Ведома…воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит его сердце? Он раб и все тут! …”
“…Живи, и все тут. И похаживай, да посматривай кругом себя, вот тоска не возьмет никогда…” Радда и Зобар
“Он любил только коней и ничего больше, и то недолго –поездит, да и продаст, а деньги, кто хочет, тот и возьми. У него не было заветного–нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы от этого хорошо было”.
“Никогда я никого не любила, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то я люблю больше чем тебя…”
“Она любит свою волю больше меня, а я ее люблю больше своей воли…” “Эх! Да и поклонюсь тебе в ноги, королева гордая! …”
“Лежала Радда, прижав к груди руку с прядью волос, и открытые глаза ее были в голубом небе, а у ног ее раскинулся удалой Пойко Зобар, на лицо его падали кудри, и не видно было его лица”. “Было тут над чем плакать…” “В жизни всегда есть место подвигам…”