В биографии Вольфганга Амадея Моцарта, 250 лет со дня рождения которого отмечается 27 января, практически нет "белых пятен". Однако образ великого композитора по-прежнему окружен множеством легенд и домыслов, которые по большей части противоречат реальным событиям и возникли в результате неверных представлений о а то и сознательных фальсификаций. Каким расхожим утверждениям о Моцарте можно верить, а каким нет? Долгие годы даже среди солидных ученых то и дело возникали на сей счет серьезные разногласия. Однако былые споры давно стихли, и сегодня современная наука вполне в состоянии опровергнуть лживые мифы и развеять стойкие заблуждения. Остановимся на некоторых из них, наиболее распространенных..
Был ли Моцарт австрийским композитором? Казалось бы, что за вопрос? "Конечно, был!" - сходу ответят многие и будут тысячу раз правы. Но лишь отчасти. Дело в том, что Зальцбург, подаривший миру музыкального гения, был присоединен к Австрии только в 1816 году, т.е. спустя 25 лет после смерти композитора, а до тех пор город входил в состав соседней Баварии. Так что по происхождению Моцарт был если уж и не немцем, то, по крайней мере, баварцем. Разумеется, серьезного значения этому сегодня никто не придает, да и к чему задевать патриотические чувства австрийцев - ведь Моцарт является едва ли не главным национальным символом. Правда, три года назад немецкая телевизионная компания ZDF выпустила "провокационный" документальный фильм, в котором причислила композитора к величайшим деятелям немецкой культуры. Однако ничего кроме небольшого междоусобного скандала из этого не вышло - весь остальной мир остался непоколебим в своей уверенности, что Моцарт был и навсегда останется австрийцем.
Самый знаменитый из австрийцев. Не будем спорить - приведем лишь для иллюстрации несколько занимательных цифр. Моцарт прожил на свете ровно 13 097 дней, из которых 3720 дней провел в путешествиях. Десять из 36 прожитых лет композитор находился вне Вены или Зальцбурга. В XVIII веке не было другого такого композитора, кто путешествовал бы так много и столь же охотно: ведь в те годы разъезжать по свету было не только утомительно, но и крайне опасно. Моцарт посетил более 200 городов, но основную часть своей сознательной жизни прожил в Вене и очень любил этот город. Едва там обосновавшись, он писал отцу: "Уверяю Вас, это прекрасное место. Вам это подтвердит любой, а хозяин, у которого я снимаю квартиру, вообще убежден, что это лучший город в мире".
Кстати, в те годы Вена была одним из крупнейших городов Европы и насчитывала 210 000 жителей, уступая лишь Лондону (800 000) и Парижу (600 000). В Амстердаме, Санкт-Петербурге, Неаполе и Венеции людей проживало примерно столько же, в Риме, Берлине, Гамбурге, Дублине и Милане - от 100 000 до 150 000, в Мюнхене, Лейпциге и Франкфурте - порядка 30 000-50 000, а в Зальцбурге или, например, в Веймаре - лишь около 10 000. К тому же Вена, будучи процветающей европейской столицей, открывала для творчески одаренных людей пленительные перспективы, а главное - возможность общаться с самой разнообразной публикой, завоевать широкое признание и популярность.
Чудо по имени Моцарт. Был ли Моцарт вундеркиндом? Судите сами. Его музыкальный дар, который он, по всей видимости, унаследовал от отца, скрипача и талантливого педагога Леопольда Моцарта, проявился очень рано. В три года малыш уже начал играть на клавесине, в четыре - отец стал обучать его игре на фортепиано, а в семь Вольфганг самостоятельно овладел скрипкой. Как музыкант Моцарт впервые обратил на себя внимание еще в четырехлетнем возрасте, когда неожиданно, без предварительных репетиций подыграл скрипичному дуэту, который исполняли его отец и знакомый скрипач Андреас Шахтнер. При этом малыш сыграл так чисто и выразительно, что взрослые в изумлении отложили инструменты, а Леопольд даже прослезился.
Об этом случае рассказала в своих воспоминаниях Наннерль, старшая сестра Вольфганга Амадея, которую он сильно любил и с которой в юные годы часто выступал с показательными концертами в самых известных аристократических и великокняжеских домах Европы. На этих концертах Моцарт производил на публику ошеломляющее впечатление: он мог озорно и раскрепощенно играть без нот и даже вслепую, умиляя и восхищая всех собравшихся. При этом он с детства обнаружил потребность к самовыражению, требовал к себе внимания и наслаждался тем, что все смотрят только на него.
Свое первое музыкальное произведение Моцарт, еще толком не зная нот, сочинил в пятилетнем возрасте. Это был менуэт в тональности соль-мажор, который записал за ним его отец. Три года спустя, овладев нотной грамотой, он впервые сам перенес на бумагу собственное произведение. Тогда же, в 1764 году, его музыка была впервые растиражирована типографским В 11 лет Моцарт написал первое подобие оперы под названием "Долг первой заповеди". В общей сложности за свою недолгую жизнь Моцарт сочинил 626 произведений - опер, симфоний, концертов, пьес и т.п.
В биографии Вольфганга Амадея Моцарта, 250 лет со дня рождения которого отмечается 27 января, практически нет "белых пятен". Однако образ великого композитора по-прежнему окружен множеством легенд и домыслов, которые по большей части противоречат реальным событиям и возникли в результате неверных представлений о а то и сознательных фальсификаций. Каким расхожим утверждениям о Моцарте можно верить, а каким нет? Долгие годы даже среди солидных ученых то и дело возникали на сей счет серьезные разногласия. Однако былые споры давно стихли, и сегодня современная наука вполне в состоянии опровергнуть лживые мифы и развеять стойкие заблуждения. Остановимся на некоторых из них, наиболее распространенных..
Был ли Моцарт австрийским композитором? Казалось бы, что за вопрос? "Конечно, был!" - сходу ответят многие и будут тысячу раз правы. Но лишь отчасти. Дело в том, что Зальцбург, подаривший миру музыкального гения, был присоединен к Австрии только в 1816 году, т.е. спустя 25 лет после смерти композитора, а до тех пор город входил в состав соседней Баварии. Так что по происхождению Моцарт был если уж и не немцем, то, по крайней мере, баварцем. Разумеется, серьезного значения этому сегодня никто не придает, да и к чему задевать патриотические чувства австрийцев - ведь Моцарт является едва ли не главным национальным символом. Правда, три года назад немецкая телевизионная компания ZDF выпустила "провокационный" документальный фильм, в котором причислила композитора к величайшим деятелям немецкой культуры. Однако ничего кроме небольшого междоусобного скандала из этого не вышло - весь остальной мир остался непоколебим в своей уверенности, что Моцарт был и навсегда останется австрийцем.
Самый знаменитый из австрийцев. Не будем спорить - приведем лишь для иллюстрации несколько занимательных цифр. Моцарт прожил на свете ровно 13 097 дней, из которых 3720 дней провел в путешествиях. Десять из 36 прожитых лет композитор находился вне Вены или Зальцбурга. В XVIII веке не было другого такого композитора, кто путешествовал бы так много и столь же охотно: ведь в те годы разъезжать по свету было не только утомительно, но и крайне опасно. Моцарт посетил более 200 городов, но основную часть своей сознательной жизни прожил в Вене и очень любил этот город. Едва там обосновавшись, он писал отцу: "Уверяю Вас, это прекрасное место. Вам это подтвердит любой, а хозяин, у которого я снимаю квартиру, вообще убежден, что это лучший город в мире".
Кстати, в те годы Вена была одним из крупнейших городов Европы и насчитывала 210 000 жителей, уступая лишь Лондону (800 000) и Парижу (600 000). В Амстердаме, Санкт-Петербурге, Неаполе и Венеции людей проживало примерно столько же, в Риме, Берлине, Гамбурге, Дублине и Милане - от 100 000 до 150 000, в Мюнхене, Лейпциге и Франкфурте - порядка 30 000-50 000, а в Зальцбурге или, например, в Веймаре - лишь около 10 000. К тому же Вена, будучи процветающей европейской столицей, открывала для творчески одаренных людей пленительные перспективы, а главное - возможность общаться с самой разнообразной публикой, завоевать широкое признание и популярность.
Чудо по имени Моцарт. Был ли Моцарт вундеркиндом? Судите сами. Его музыкальный дар, который он, по всей видимости, унаследовал от отца, скрипача и талантливого педагога Леопольда Моцарта, проявился очень рано. В три года малыш уже начал играть на клавесине, в четыре - отец стал обучать его игре на фортепиано, а в семь Вольфганг самостоятельно овладел скрипкой. Как музыкант Моцарт впервые обратил на себя внимание еще в четырехлетнем возрасте, когда неожиданно, без предварительных репетиций подыграл скрипичному дуэту, который исполняли его отец и знакомый скрипач Андреас Шахтнер. При этом малыш сыграл так чисто и выразительно, что взрослые в изумлении отложили инструменты, а Леопольд даже прослезился.
Об этом случае рассказала в своих воспоминаниях Наннерль, старшая сестра Вольфганга Амадея, которую он сильно любил и с которой в юные годы часто выступал с показательными концертами в самых известных аристократических и великокняжеских домах Европы. На этих концертах Моцарт производил на публику ошеломляющее впечатление: он мог озорно и раскрепощенно играть без нот и даже вслепую, умиляя и восхищая всех собравшихся. При этом он с детства обнаружил потребность к самовыражению, требовал к себе внимания и наслаждался тем, что все смотрят только на него.
Свое первое музыкальное произведение Моцарт, еще толком не зная нот, сочинил в пятилетнем возрасте. Это был менуэт в тональности соль-мажор, который записал за ним его отец. Три года спустя, овладев нотной грамотой, он впервые сам перенес на бумагу собственное произведение. Тогда же, в 1764 году, его музыка была впервые растиражирована типографским В 11 лет Моцарт написал первое подобие оперы под названием "Долг первой заповеди". В общей сложности за свою недолгую жизнь Моцарт сочинил 626 произведений - опер, симфоний, концертов, пьес и т.п.