Написать интерпретацию данного текста, опираясь на план.
1.Прочитайте текст
2. Вспомните план интерпретации текста.
План анализа:
1.О чём текст (тема текста)
2.Для чего автор написал об этом текст, что хотел нам показать? (основная мысль).
3.Как автору удалось выразить эту мысль? (изобразительные средства: эпитеты (примеры из текста), метафоры (примеры из текста), сравнения (примеры из текста), олицетворения (примеры из текста), эмоционально окрашенные слова (примеры).
4.Какие чувства передает нам автор (авторская позиция).
5. О чём заставил задуматься?
Лев Николаевич Толстой «Детство» (отрывок)
В палисаднике было очень весело. Игра в разбойники шла как нельзя лучше; но одно обстоятельство чуть-чуть не расстроило всего. Сережа Ивин споткнулся и на всем бегу ударился коленом о дерево, так сильно, что я думал, он расшибется вдребезги. Я подошел и с участием стал спрашивать, больно ли ему. Сережа рассердился на меня и закричал:
— Ну, что это? после этого игры никакой нет! Ну, что ж ты меня не ловишь? что ж ты меня не ловишь?
Меня так поразил и пленил меня этот геройский поступок: несмотря на страшную боль, он не только не заплакал, но не показал и виду, что ему больно.
Вскоре после этого, когда к нашей компании присоединился еще Иленька Грап и Сережа имел случай еще больше поразить меня своим удивительным мужеством и твердостью характера.
Иленька Грап был сын бедного иностранца, который когда-то жил у моего деда, был чем-то ему обязан и почитал теперь своим непременным долгом присылать очень часто к нам своего сына. Но мы не только не были дружны с Иленькой, но обращали на него внимание только тогда, когда хотели посмеяться над ним.
Иленька Грап был мальчик лет тринадцати, худой, высокий, бледный, с птичьей рожицей и добродушно-покорным выражением. Когда я теперь вспоминаю его, я нахожу, что он был очень услужливый, тихий и добрый мальчик; тогда же он мне казался таким презренным существом, о котором не стоило ни жалеть, ни даже думать.
Когда игра в разбойники прекратилась, мы начали щеголять друг перед другом разными гимнастическими штуками. Сережа беспрестанно хохотал и затеивал новые шалости: через всю комнату перекатывался колесом, становился кверху ногами на лексиконы Татищева, положенные им в виде пьедестала на середину комнаты, и при этом выделывал ногами такие уморительные штуки, что невозможно было удержаться от смеха. После этой последней штуки он задумался, помигал глазами и вдруг с совершенно серьезным лицом подошел к Иленьке: «Попробуйте сделать это; право, это нетрудно». Грап, заметив, что общее внимание обращено на него, покраснел и чуть слышным голосом уверял, что он никак не может этого сделать.
Сережа взял его за руку. Володя и старший Ивин нагнули ему голову и поставили ее на лексиконы; я и Сережа схватили бедного мальчика за тоненькие ноги и с громким смехом вскинули их кверху.
— Вот теперь молодец, — сказал Сережа, хлопнув его рукою.
Иленька молчал и, стараясь вырваться, кидал ногами в разные стороны. Одним из таких отчаянных движений он ударил каблуком по глазу Сережу так больно, что Сережа тотчас же оставил его ноги, схватился за глаз и из всех сил толкнул Иленьку. Иленька, не будучи более поддерживаем нами, как что-то безжизненное, грохнулся на землю и от слез мог только выговорить:
— За что вы меня тираните?
Я с участием посмотрел на бедняжку, который, лежа на полу и спрятав лицо в лексиконах, плакал.
— Э, Сергей! — сказал я ему, — зачем ты это сделал?
— Я не заплакал, небось, сегодня, как разбил себе ногу почти до кости.
«Да, это правда, — подумал я. — Иленька больше ничего как плакса, а вот Сережа — так это молодец... что это за молодец!..»
Я не сообразил того, что бедняжка плакал, верно, не столько от физической боли. Сколько от той мысли, что пять мальчиков, которые, может быть, нравились ему без всякой причины, все согласились ненавидеть и гнать его.
Как я не подошел к нему, не защитил и не утешил его? Куда девалось чувство сострадания?
План
1. Васютка — главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро» .
2. Становление характера Васютки.
1) Забота Васютки о рыбаках.
2) Поведение Васютки в лесу: смелость, решительность, смекалка, мужество, терпение.
3) Знание законов тайги. Внимание к природе.
4) Забота Васютки об общем деле.
3. Почему рыбаки назвали озеро именем мальчика?
Напомним, что каждую новую мысль, соответствующую очередному пункту плана, мы начинаем с красной строки.
http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/4.html
Встанет столбом - ушки торчком.ответ: Заяц.
Сердитый недотрога,
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной.ответ: Ёжик.
Маленький росток, длинный хвосток,
Серая шубка, острые зубки.ответ: Мышка.
Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишки бросил
И в кусты, через пенёк,
Промелькнул как огонёк?ответ: Белка.
Шелестя, шурша травой, проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел: подходи, кто очень смел.ответ: Змея.
Без расчески причесался
И умылся без воды,
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады.ответ: Кот, Кошка.
Лесом катится клубок, у него колючий бок,
Он охотится ночами за жуками и мышами.ответ: Ёжик.
Спереди - пятачок, сзади - крючок,
Посередине спинка, а на ней щетинка.ответ: Свинья.
Мохнатенькая, усатенькая,
Молоко пьет, песенки поет.ответ: Кошка.
Кто на ветке шишки грыз и бросал объедки вниз?ответ: Белка.
Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, и кур в деревне крадёт.ответ: Лиса.
На гору бегом, с горы кувырком.ответ: Заяц.
Зверька узнали мы с тобой,
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом.ответ: Белка.
Лежала между ёлками
Подушечка с иголками,
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.ответ: Ёжик.
Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык!ответ: Зайчик.
Заворчал живой замок, лег у двери поперек.
Две медали на груди, лучше в дом не заходи!ответ: Собака.
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки,
На меня они глядят,
Молока они хотят.ответ: Ёжик.
По горам, по долам, ходит шуба, да кафтан.ответ: Овечка, Баран.
Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе орешки я грызу.ответ: Белка.
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.ответ: Кролик, Заяц.
Работяга он упорный,
Он родился в шубе черной,
И всю жизнь в земле живет,
Кто же это? Это ...ответ: Крот.
Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придет,
Знайте, что из речки вход!ответ: Бобры.
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.ответ: Кошка, Кот.
Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.ответ: Медведь.
Ёжик вырос в десять раз,
Получился ...ответ: Дикобраз.
Сделал дыру, вырыл нору,
Когда солнце сияет, он не знает.ответ: Крот.
Даже по железной крыше
Ходит тихо - тише мыши,
На охоту ночью выйдет
И как днем вокруг все видит,
Часто спит, а после сна -
Умывается она.ответ: Кошка, Кот.
Кто ни в жару, ни в стужу
Не снимает свою шубу?ответ: Баран, Овечка.
Меня слепым зовут всегда,
Но это вовсе не беда,
Я под землей построил дом,
Все кладовые полны в нем.ответ: Крот.
Зубовато, серовато,
По полю рыщет,
Телят и ягнят ищет.ответ: Волк.
.
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.ответ: Ёжик.
Стоит копна посреди двора, спереди вилы, сзади метла.ответ: Корова.
С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова.ответ: Коза.
Через поле напрямик
Скачет белый воротник.ответ: Заяц.
Хвост крючком,
Нос пятачком.ответ: Свинья.
Кто зимой холодной,
В лесу ходит злой и голодный?ответ: Волк.
Огромная кошка,
Вся шубка - в полосках.ответ: Тигр.
Скачет шустрый зверек,
А в кармане сидит сынок.ответ: Кенгуру.
По реке плывет бревно,
Ох, и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит...ответ: Крокодил.
Зимой — беленький,
Летом - серенький.ответ: Заяц.
Поднимает великан груз тяжелый к облакам,
А если станет душно, — себя польет из душа.ответ: Слон.
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завиты рога.ответ: Баран.
Водяные мастера
Строят дом без топора...ответ: Бобры.
Кто один имеет рог?
Отгадайте!ответ: Носорог.
Борода да рожки
Бегут по дорожке.ответ: Козел.
Не мой бы труд,
Не мой бы бег,
Ты плохо жил бы, - человек.
Но в век машины и мотора, боюсь,
В отставке буду скоро.ответ: Конь
В лесу обитает,
Дичью питается да в курятник забирается,
Хитрым зверем называется.ответ: Лиса.
Живет под крылечком,
Хвост - колечком.ответ: Собака.
Она, как змейка в траве мелькает,
Хвостом виляет.
Хвост потеряет —
Другой вырастает.ответ: Ящерица.
Скачет зверушка -
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар и мушка.ответ: Лягушка.
На всех коняшках матросские рубашки.ответ: Зебры.
Зверь я горбатый, но нравлюсь ребятам.ответ: Верблюд.
Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка?
За щекой!
Вот я хитренький какой!ответ: Хомяк.
Облачко на ножках,
Ходит по дорожкам.ответ: Овечка.
Малиной обедает.
Где мёд, ведает.ответ: Медведь.
Когда линяет,
Рога роняет.ответ: Олень.
Под полом, полом
Шевелит хвостиком.ответ: Мышка.
Он не любит свет дневной.
Проживает под землёй,
Землю роет, роет, роет -
Каждый день метро он строит.ответ: Крот.
Ходят в маленьком загоне
В полосатых майках кони.ответ: Зебры.
На ежа зверёк похож:
Весь в иголках, но не ёж.ответ: Дикообраз.
Что сказать о ней? - трусишка,
Тихо жить старается.
Костяной надёжной крышей
С детства укрывается.ответ: Черепаха.
Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь.ответ: Осёл.
Пришла из леса птичница
В рыжей шубке -
Кур посчитать.ответ: Лиса.