Проблема отсутствия взаимопонимания между представителями различных поколений является древней, как мир. «Отцы» осуждают и не понимают собственных «детей». А те пытаются любой ценой отстоять собственные позиции, начисто отвергая все положительное, что было накоплено предыдущим поколением. В моем сочинении речь пойдет о романе Тургенева «Отцы и дети» как об одном из наиболее ярких «отголосков» актуальной и в наши дни проблемы «отцов и детей».Уже в самом названии писатель определил главную задачу своего произведения. Евгений Базаров пытается отстоять свою жизненную позицию. Молодой человек отрицает все то, что не представляется лично ему нужным и интересным. В эту категорию входят стихи, музыка, искусство.Образ Базарова – это типичный образ демократа-разночинца. И Евгений обладает всеми качествами, свойственными этой группе. Безусловно, он очень трудолюбив. Причем его материалистический взгляд на окружающую действительность в совокупности с трудолюбием представляется положительным качеством. Так что нельзя отрицать, что поколение «детей» может принести пользу обществу.Часто проблема «отцов и детей» обусловлена тем, что представители поколений критикуют и осуждают действия и убеждения друг друга. Цель критики – доказать несостоятельность и бесполезность для общества, которые якобы свойственны другому поколению. Таким образом, «отцы» осуждают «детей», а «дети» – в свою очередь, «отцов», и главным обвинением является обвинение в несостоятельности.У главного героя романа – Евгения Базарова – удивительная сила воли, цельный характер, глубокий ум, редкое трудолюбие. Но, вместе с тем, в этом образе немало недостатков. Причем Тургенев специально сгущает краски, показывая отрицательные стороны Базарова, а в его лице – недостатки поколения демократов-разночинцев шестидесятых годов.К недостаткам поколения «детей» можно отнести демонстративное безразличие к искусству, к эстетике, к музыке и стихам. Также не украшает молодое поколение безразличие к романтике человеческих чувств и отношений, к которым относится и любовь.В поведении подражателей Базарова много грубости и пошлости.В романе образ молодого нигилиста Базарова противопоставляется образу человека совершенно другого поколения – Павла Петровича Кирсанова. Павел Кирсанов – настоящий идеалист, он является типичным представителем либерального дворянства. Когда Базаров узнает историю Павла Петровича, то дает ей свою жесткую характеристику: «человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал этакой человек – не мужчина, не самец...».Базаров спорит с Павлом Петровичем о науке, чувствах, о жизни народа, о проблемах развития общества в целом и страны в частности и о многом другом. Базаров олицетворяет собой поколение демократов, а Павел Петрович – поколение либерального дворянства. У каждого поколения есть свои идеалы, которые они и отстаивают. Базаров говорит, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Естественно, что такое мнение идет вразрез со склонностью к романтике и сентиментальности Павла Петровича.Базаров не приемлет лжи и притворства, он искренен, и в этом состоит еще одно его отличие от поколения либералов, для которых притворство, позерство было чем-то само собой разумеющимся. Не желая понимать, что смена одного порядка другим закономерна и неизбежна, Павел Петрович с готовностью защищает старый порядок, против чего и возражает Базаров.Споры между Базаровым и Павлом Кирсановым ясно показывают, что согласие и понимание между этими представителями разных поколений просто невозможны. Дуэль между Базаровым и Кирсановым является еще одним доказательством невозможности мирного сосуществования. Конфликт между поколениями приобретает глобальные масштабы.Время неумолимо идет вперед, и последнее слово остается за «детьми». В романе ясно прослеживается мысль о том, что в споре между Павлом Петровичем Кирсановым и Базаровым победителем оказывается последний.
Просто, поэтично и с любовью показана Россия в «Записках охотника» И. С. Тургенева. Автор любуется нехитрыми народными характерами, полями, лесами, лугами России. Как бы ни относились к рассказам, это в первую очередь поэзия, а не политика. С большой любовью и наблюдательностью написан самый короткий рассказ цикла «Бирюк». Глубина содержания сочетается с совершенством формы, что говорит об умении писателя подчинять все компоненты произведения, все свои художественные приемы единой творческой задаче.
Бирюком в Орловской губернии называли угрюмого и одинокого человека. Лесник Фома одиноко жил в закоптелой и низкой избушке с двумя малолетними детьми, жена его бросила, семейное горе и тяжелая жизнь сделали его еще более угрюмым и необщительным.
Главным и единственным событием рассказа является поимка лесником бедняка-крестьянина, срубившего в барском лесу дерево. Конфликт произведения состоит в столкновении лесника с мужиком.
Образ Бирюка сложный и противоречивый, и чтобы разобраться в нем, обратим внимание на художественные средства, которыми воспользовался автор.
Описание обстановки, говорит о том, насколько беден герой. Печальное зрелище представляло собой это жилище: «Я посмотрел кругом — сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу».
Психологический портрет лесника свидетельствует об исключительной силе Бирюка, становится понятно, почему все окрестные мужики боялись его. «Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. ...Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза». С виду этот человек грубый и грозный, а на самом деле — хороший и добрый. И рассказчик явно любуется своим героем.
Ключ к пониманию характера Фомы — прозвище, которым его наделяют крестьяне. От них мы получаем косвенную характеристику лесника: «мастер своего дела»; «вязанки хворосту не даст утащить»; «силен... и ловок, как бес... И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет».
Сюжет, состоящий из двух эпизодов (лесник встретил охотника во время грозы и ему; он же поймал крестьянина на месте преступления, а потом отпустил его на свободу), раскрывает лучшие черты характера героя. Фоме трудно сделать выбор: поступить по велению долга или мужика. Отчаяние пойманного крестьянина пробуждает у лесника лучшие чувства.
Природа в рассказе служит не просто фоном, она неотъемлемая часть содержания раскрыть характер Бирюка. Сочетания слов, рисующих быстрое наступление ненастья, унылые картины природы подчеркивают драматизм положения крестьян: «гроза надвигалась», «туча медленно поднималась», «неслись облака».
Тургенев не просто увидеть быт крестьян, посочувствовать их бедам и нуждам, он обратил нас к духовному миру русского мужика, заметил много неповторимых, интересных индивидуальностей. «Мне все-таки моя Русь дороже всего на свете...»,— напишет позже И. С. Тургенев. «Записки охотника» — это дань писателя России, своеобразный памятник русскому крестьянству.
Просто, поэтично и с любовью показана Россия в «Записках охотника» И. С. Тургенева. Автор любуется нехитрыми народными характерами, полями, лесами, лугами России. Как бы ни относились к рассказам, это в первую очередь поэзия, а не политика. С большой любовью и наблюдательностью написан самый короткий рассказ цикла «Бирюк». Глубина содержания сочетается с совершенством формы, что говорит об умении писателя подчинять все компоненты произведения, все свои художественные приемы единой творческой задаче.
Бирюком в Орловской губернии называли угрюмого и одинокого человека. Лесник Фома одиноко жил в закоптелой и низкой избушке с двумя малолетними детьми, жена его бросила, семейное горе и тяжелая жизнь сделали его еще более угрюмым и необщительным.
Главным и единственным событием рассказа является поимка лесником бедняка-крестьянина, срубившего в барском лесу дерево. Конфликт произведения состоит в столкновении лесника с мужиком.
Образ Бирюка сложный и противоречивый, и чтобы разобраться в нем, обратим внимание на художественные средства, которыми воспользовался автор.
Описание обстановки, говорит о том, насколько беден герой. Печальное зрелище представляло собой это жилище: «Я посмотрел кругом — сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу».
Психологический портрет лесника свидетельствует об исключительной силе Бирюка, становится понятно, почему все окрестные мужики боялись его. «Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. ...Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза». С виду этот человек грубый и грозный, а на самом деле — хороший и добрый. И рассказчик явно любуется своим героем.
Ключ к пониманию характера Фомы — прозвище, которым его наделяют крестьяне. От них мы получаем косвенную характеристику лесника: «мастер своего дела»; «вязанки хворосту не даст утащить»; «силен... и ловок, как бес... И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет».
Сюжет, состоящий из двух эпизодов (лесник встретил охотника во время грозы и ему; он же поймал крестьянина на месте преступления, а потом отпустил его на свободу), раскрывает лучшие черты характера героя. Фоме трудно сделать выбор: поступить по велению долга или мужика. Отчаяние пойманного крестьянина пробуждает у лесника лучшие чувства.
Природа в рассказе служит не просто фоном, она неотъемлемая часть содержания раскрыть характер Бирюка. Сочетания слов, рисующих быстрое наступление ненастья, унылые картины природы подчеркивают драматизм положения крестьян: «гроза надвигалась», «туча медленно поднималась», «неслись облака».
Тургенев не просто увидеть быт крестьян, посочувствовать их бедам и нуждам, он обратил нас к духовному миру русского мужика, заметил много неповторимых, интересных индивидуальностей. «Мне все-таки моя Русь дороже всего на свете...»,— напишет позже И. С. Тургенев. «Записки охотника» — это дань писателя России, своеобразный памятник русскому крестьянству.