Стихи «О скворцах» Владимира Алексеевича Солоухина построены на контрастах отношения людей к перелетным певчим птицам.
Стихотворение написано в 1956 году. Поэту в эту пору исполнилось 32 года, он не столь давний выпускник Литературного института, автор сборников стихов и прозы. Довелось ему и как сотруднику журнала «Огонек» побывать в разных концах страны и даже Европы. Известность его особенно возросла после публикации книги «Владимирские проселки». В ее основу положены летние впечатления от пешего путешествия вместе с женой по родным местам. В жанровом отношении – пейзажная лирика, рифмовка перекрестная, 11 строф. Лирический герой вместе с земляками готовит «жилища певцам». Действительно, скворечник на Руси появился достаточно давно, примерно в XIX веке. Преемственность традиции встречи перелетных птиц сохранялась и в СССР. Видимо, участвовал в ней и герой стихотворения. В третьей строфе – квинтэссенция гражданских, патриотических взглядов писателя: «родина ихняя здесь» (тут употребляется просторечное местоимение, теперь – грамматическая ошибка). «За морями»: звучит в фольклорном духе, хотя здесь имеет вполне себе прямой смысл. В 4 строфе поэт рассуждает с деревенской, практической логикой: можно галку убить и сороку. Что ж, и сейчас существуют квоты на их отстрел. Провинились они, например, поеданием яиц и птенцов домашней и дикой птицы. Дальше герой описывает случай, произошедший на его глазах. «Серьезный взрослый мужчина» стал стрелять по стае скворцов. На резонный вскрик героя: сукин сын! (зоосемантическая метафора, брань, ставшая литературной нормой) следует исчерпывающий ответ от моряка. Оказывается, в далекой Австралии, куда (среди прочих возможных мест) летят осенью скворцы, их используют при приготовлении довольно изысканных кулинарных блюд. Скажем, в соусах или паштетах. «Зачем от нас летать?»: возможно, в поступке мужчины есть своеобразный отзвук недавно отшумевшей борьбы с космополитизмом, прозападными настроениями. Задетый за живое, он встречает скворцов ружейными выстрелами. И для острастки, вразумления беспечных птиц, и от обиды за их перелетную природу. В предпоследних строфах собеседник героя живописует нравы зарубежных «культурных столиц», алчных жильцов «королевских вилл». Финальная строфа перекликается с первой. Вся Россия встречает скворцов. Эпитеты: жемчужных зубах, гиблые сети. Диалогичность, ряд вопросов и восклицаний. Инверсия: наблюдал я. Просторечный лексический повтор с подъемом эмоций: воротились! Парентеза (обращение и вводные конструкции): брат, помню. Метафора: окрестность ответила стоном.
В произведении «О скворцах» В. Солоухин обращается к своей излюбленной теме родной природы
Казалось, было холодно цветам, и от росы они слегка поблёкли. Зарю, что шла по травам и кустам, обшарили немецкие бинокли. Цветок, в росинках весь, к цветку приник, и пограничник протянул к ним руки. А немцы, кончив кофе пить, в тот миг влезали в танки, закрывали люки. Такою все дышало тишиной, что вся земля еще спала, казалось. Кто знал, что между миром и войной всего каких-то пять минут осталось! Я о другом не пел бы ни о чем, а славил бы всю жизнь свою дорогу, когда б армейским скромным трубачом я эти пять минут трубил тревогу.(оно очень лёгкое)
Стихи «О скворцах» Владимира Алексеевича Солоухина построены на контрастах отношения людей к перелетным певчим птицам.
Стихотворение написано в 1956 году. Поэту в эту пору исполнилось 32 года, он не столь давний выпускник Литературного института, автор сборников стихов и прозы. Довелось ему и как сотруднику журнала «Огонек» побывать в разных концах страны и даже Европы. Известность его особенно возросла после публикации книги «Владимирские проселки». В ее основу положены летние впечатления от пешего путешествия вместе с женой по родным местам. В жанровом отношении – пейзажная лирика, рифмовка перекрестная, 11 строф. Лирический герой вместе с земляками готовит «жилища певцам». Действительно, скворечник на Руси появился достаточно давно, примерно в XIX веке. Преемственность традиции встречи перелетных птиц сохранялась и в СССР. Видимо, участвовал в ней и герой стихотворения. В третьей строфе – квинтэссенция гражданских, патриотических взглядов писателя: «родина ихняя здесь» (тут употребляется просторечное местоимение, теперь – грамматическая ошибка). «За морями»: звучит в фольклорном духе, хотя здесь имеет вполне себе прямой смысл. В 4 строфе поэт рассуждает с деревенской, практической логикой: можно галку убить и сороку. Что ж, и сейчас существуют квоты на их отстрел. Провинились они, например, поеданием яиц и птенцов домашней и дикой птицы. Дальше герой описывает случай, произошедший на его глазах. «Серьезный взрослый мужчина» стал стрелять по стае скворцов. На резонный вскрик героя: сукин сын! (зоосемантическая метафора, брань, ставшая литературной нормой) следует исчерпывающий ответ от моряка. Оказывается, в далекой Австралии, куда (среди прочих возможных мест) летят осенью скворцы, их используют при приготовлении довольно изысканных кулинарных блюд. Скажем, в соусах или паштетах. «Зачем от нас летать?»: возможно, в поступке мужчины есть своеобразный отзвук недавно отшумевшей борьбы с космополитизмом, прозападными настроениями. Задетый за живое, он встречает скворцов ружейными выстрелами. И для острастки, вразумления беспечных птиц, и от обиды за их перелетную природу. В предпоследних строфах собеседник героя живописует нравы зарубежных «культурных столиц», алчных жильцов «королевских вилл». Финальная строфа перекликается с первой. Вся Россия встречает скворцов. Эпитеты: жемчужных зубах, гиблые сети. Диалогичность, ряд вопросов и восклицаний. Инверсия: наблюдал я. Просторечный лексический повтор с подъемом эмоций: воротились! Парентеза (обращение и вводные конструкции): брат, помню. Метафора: окрестность ответила стоном.
В произведении «О скворцах» В. Солоухин обращается к своей излюбленной теме родной природы
и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
и пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось!
Я о другом не пел бы ни о чем,
а славил бы всю жизнь свою дорогу,
когда б армейским скромным трубачом
я эти пять минут трубил тревогу.(оно очень лёгкое)