Написать комплексный анализ рассказа "ревун"(а.белый) 11 класс.
нигде ничего найти не могу!
вот текст! большое всем ! дай бог вам здоровья! 50 !
мы сидели на террасе у провала. перед нами хребты причудливых гор торчали безысходными изломами. были покрыты верхи их пятнами грязного льда.
сбоку была страна скорбящих молений. было царство неведомых могил. железная часовня глухо порывалась в пространство, застывая под кипарисами. два серебряных ребенка с очами, полными слез, тяжелели на кровле. над ними ненастье рвало кипарисы.
в небе была свинцовая бледность. на сером мазались синие, фиолетово-черные налеты. больше, все больше наплывало их невесть откуда. горячие лампады желтым бредом точно старались рассеять налетавший сумрак. время над ними изогнуло кипарисы.
мы молчали. старик и я — мы случайно напали на эту заброшенную виллу. я случайно встретил бледного старика в горных сумерках. нас обоих загнало сюда угрожавшее ненастье. я и бледный старик еще ни слова не сказали друг другу, а сидели, бездумные, запахнувшись в плащи. я смотрел на его борода и кудри трепались вокруг головы, точно атласные платки, черный плащ придавал его силуэту бесформенное очертание, а серо-бледное лицо тонуло, сливаясь с пространством. мне показалось, что старика не было. плащ, как провал, чернел среди гор, а лицо утонуло. вдруг он сказал: «освещу все могилы. пусть горят они желтым светом средь туманного хаоса». я заметил: «встретив вас в горных сумерках, я не знал, что эти места вам известны». а он: «тут живу » и пошел зажигать могилы. и когда то тут, то там загоравшееся пламя ликующе сияло пред наплывавшим ненастьем, я вспомнил рассказ о царе горных ветров, ревуне, и пошел в пустой дом.
смеркалось. старик не возвращался. только блеск зажигавшихся огней выдавал его присутствие на кладбище.
я подошел к окну. высоко плыли черные угрозы невесть откуда. что-то мертвое и тупое понависло над кладбищем. кучка кипарисов молитву пред ненастьем. из-за хребта показалась сама буревая туча. она была зловеща. я подумал: сам ревун пролетит нынешней ночью.
туча была ужасна. черная, высокая, с низко-белыми и серыми завитками. я видел ясно, что темный фон ее походил на очертание старика, а серо-белый огромный
445
завиток напоминал его голову. я посмотрел на кладбище. оно сияло желтыми лампадными огнями. ясно, что старик, осветив эти могилы, ушел домой. но его не было в комнатах.
бледным утром разрешилось ожидание. с неба лились потоки упорных слез. это был новый потоп. что-то глухо ревущее с тяжелым грохотом пролетело и обсыпало градом.
внезапно туман разорвался. редкие клочки, как лохмотья, испуганно мчались. зиявший огромный провал, образованный хребтами скал, опять напомнил мне старика, а далекие льды — его кудри. он как бы лежал распластанный от горизонта до горизонта, повернувшись спиной. я сказал себе: это ревун. но куча тумана все занавесила.
я молча пошел в свою комнату, не справляясь, вернулся ли
стоял бледный день. мы вышли на террасу — я и старик. шум и ливень уходили дымной далью.
было свободно. мой путь лежал в мирных долинах. я взглянул на старика. он склонил свою многодумную голову, созерцая хаотический космос.
мы простились.
1900
Но правил без исключений не бывает. Перелистывая как-то страницы романа, я остановился на дуэли Печорина с Грушницким. Конечно же, зачитался, потому что очень люблю этот эпизод. И вдруг поймал себя на том, что я знал результат этой дуэли еще до развязки! Знал! Причем автор не раз упоминал об этом! В дневниковых записях, где Печорин рассказывает о своем настроении в крепости (повесть «Бэла») , во встрече с Печориным на станции, в сообщении о его смерти в Персии.. .
Я был просто поражен: как же так, зачем заранее снимать напряжение в одном из ключевых эпизодов? Только потом понял: Лермонтов достиг этим более высокой цели: зная, что случится, я — с не меньшим увлечением! — читал, анализируя, как это произойдет. И вдруг мне открылась высшая справедливость Печорина, его желание иметь право, поставив человека в опасную ситуацию, самому эту ситуацию испытать. Мне стала понятна его доброта и возможность простить соперника, если тот публично признает перед всеми свою вину, докажет, что не утратил до конца порядочности и человечности. Как-то на себе ощутил, как грустно и одиноко Печорину среди тех людей, и даже посочувствовал ему, который раньше казался мне несправедливым эгоистом.
А как он вырос в моих глазах после предсмертного (а перед смертью не лгут! ) признания Грушницкого: «Я вас ненавижу, а себя призираю» , — то есть даже враг уважает его. Вот вам и время, вот и размещение частей произведения в определенной последовательности, на которую мы привыкли не обращать внимания! Тогда я открыл содержание романа, положил перед собой чистый лист бумаги и записал события в том порядке, в каком они происходили.
Вроде бы порядок восстановлен. Но куда же исчезла острота чувств? Только недоумение вызывают слезы Печорина, когда он не догнал княжну Веру. Как-то стирается сочувствие к нему, когда он навсегда теряет Бэлу. И не капризом молодого офицера, любимица судьбы, предстает его поведение с Максимом Максимовичем в крепости, а просто жизнью — существованием человека, который, несмотря на молодость, уже так во всем разочаровался: в друзьях, карьере, в любви.
Поэтому и в Персию на наших глазах отъезжает не тридцатилетний мужчина, а совсем старый, усталый человек, которому безразличны прежние знакомые, страницы дневника — застывшие часы и минуты собственной жизни, память о себе.. . С трех разных сторон, с трех точек зрения показывает Печорина автор: через восприятие Максима Максимовича, через откровенные строки дневника и своими глазами. То есть, получается, читатели видят и узнают Лермонтова в случайном спутнике Максим Максимыча, в его собеседнике на постоялом дворе!
А главное — создать роман с тайным движение мысли, с необычным построением, которое превращает мир героев в стереоскопический мир. Роман о герое своего времени.
Нужно отметить, что в «Тамани» романтическая приподнятость повествования гармонически сочетается с реалистической обрисовкой характеров и быта вольных контрабандистов.
Что касается художественной стороны повести «Тамань» , то переоценить ее просто невозможно. Но хотелось бы все же поконкретней определить то, на чем основывается произведение. Это «три кита» : точность, образность, выразительность. А какой подбор «говорящих деталей» ! Вот, к примеру, Печорин заносит в свой путевой журнал: «…две лавки и стол… на стене ни одного образа – дурной знак! » Глядя на эту бедную обстановку, можно сказать, что люди живут здесь временно, они в любую минуту готовы покинуть неуютное пристанище.
Или в сцене разговора девушки и слепого мы узнаем, что буря сильна, туман густеет. Казалось бы, что из того? Но это важно для контрабандистов: не во всякую погоду можно отправляться «на дело» .
Интересен в повести прием антитезы. Вот каким представляет себе образ Янко слепой мальчик: «Янко не боится не моря, ни ветра» . Этакий сказочный герой, бесстрашный богатырь. А Печорин видит Янко иначе: из лодки «вышел человек среднего росту, в татарской бараньей шапке» , обыкновенный человек, вовсе не героического вида.
Интересен также прием сочетания возвышенного и низменного в повести. Здесь романтика соседствует с прозой жизни. Таинственная девушка напоминает Печорину романтическую героиню. Но «русалка» поет свою прекрасную вольную песню, стоя на крыше жалкой хаты. Слова девушки, обращенные к Печорину, загадочны, а причитания слепого мальчика жалки: «Куды я ходив?... С узлом? Яким узлом! »
Если говорить о сюжете, то он отдаленно напоминает сюжет «Бэлы» . Русский молодой человек встречает местную девушку-«дикарку» , влюбляется в нее. Сюжет характерен для литературы эпохи Лермонтова. Но в «Тамани» все нетрадиционно. Девушка должна была влюбиться в приезжего. Но все оказывается хитростью. Пейзажные зарисовки придают повести романтический колорит и, контрастируя с убогостью «нечистого места» , открывают перед читателем чарующий мир красоты и неги.
Композиция повести отличается своеобразием. Произведение открывается и заканчивается суждениями героя, свидетельствующими о горечи приобретенного в этом событии опыта, о попытке равнодушно относиться к людям, с которыми судьба его сталкивает.