Это древнерусская историческая песня. Коллективный автор (русский народ) с состраданием рассказывает об Иване Грозном, потерявшем любимого сына.
В тексте песни не говорится о том, что этот сам Иван Васильевич лишил жизни своего наследника. Таким образом народ не стал называть государя убийцей, пролившим безвинную кровь его.
Наоборот, в исторической песне царь Иван Четвёртый изображается положительно. Мы видим государя очень набОжным (он уже с раннего утра молится о погибшей душе в храме). Дважды в песне употребляется глагол "молится". Искренность молитвы и раскаяния в совершенном злодеянии Ивана Васильевича подчёркнута словосочетанием "низко кланяется".
Мы видим в песне царя безутешным отцом, которого постигло великое несчастье (потеря сына). Убитый горем государь называет умершего сына "поднебесной светлой звёздонькой" и тоскует о нём.
Народ называет случившуюся трагедию "горем великим" и "кручинушкой безысходной".
Также народ - создатель этой исторической песни - с негодованием осуждает царских бояр, которые в эту тяжелую минуту не проявили сочувствия и сострадания, а позволили себе радоваться ужасной беде.
Но недаром Ивана Васильевича прозвали Грозным. Даже в эти чёрные для него дни он по-прежнему остаётся сильным правителем. Он находит в себе силы гневно отреагировать на веселье бояр. Можно предположить, что за такое поведение впоследствии бояре будут жестоко наказаны.
Это древнерусская историческая песня. Коллективный автор (русский народ) с состраданием рассказывает об Иване Грозном, потерявшем любимого сына.
В тексте песни не говорится о том, что этот сам Иван Васильевич лишил жизни своего наследника. Таким образом народ не стал называть государя убийцей, пролившим безвинную кровь его.
Наоборот, в исторической песне царь Иван Четвёртый изображается положительно. Мы видим государя очень набОжным (он уже с раннего утра молится о погибшей душе в храме). Дважды в песне употребляется глагол "молится". Искренность молитвы и раскаяния в совершенном злодеянии Ивана Васильевича подчёркнута словосочетанием "низко кланяется".
Мы видим в песне царя безутешным отцом, которого постигло великое несчастье (потеря сына). Убитый горем государь называет умершего сына "поднебесной светлой звёздонькой" и тоскует о нём.
Народ называет случившуюся трагедию "горем великим" и "кручинушкой безысходной".
Также народ - создатель этой исторической песни - с негодованием осуждает царских бояр, которые в эту тяжелую минуту не проявили сочувствия и сострадания, а позволили себе радоваться ужасной беде.
Но недаром Ивана Васильевича прозвали Грозным. Даже в эти чёрные для него дни он по-прежнему остаётся сильным правителем. Он находит в себе силы гневно отреагировать на веселье бояр. Можно предположить, что за такое поведение впоследствии бояре будут жестоко наказаны.
ИВАН ГРОЗНЫЙ МОЛИТСЯ ПО СЫНЕ
Эх да собирается наш православный царь
Да он ко заутрени,
Ко тому ли свету, свету-светику
Ивану Великому.
Эх да как становится наш православный царь
Да он на своем месте.
Как становится наш православный царь
У правого клироса.
Эх да уж как молится наш православный царь
Ивану Великому.
Уж он молится, наш православный царь,
Да он низко кланяется.
Эх да как позадь-то его все бояре-князья
Они остановилися.
Как промеж-то себя ухмыльнулися,
Князья усмехнулися.
Эх да уж как гневно на них православный царь
Да он оглядается:
«И чему-то, чему вы, бояре-князья,
Чему больно радостны?
Эх да иль не знаете вы, иль не ведаете
Горя-то великого?
Знать, не ведома-то вам кручинушка
Безысходна царская!
Эх да как угасла-то свеча местная,
Закатилась-то звезда,
Поднебесна моя светла звездонька —
Не стало млад царевича».
Это древнерусская историческая песня. Коллективный автор (русский народ) с состраданием рассказывает об Иване Грозном, потерявшем любимого сына.
В тексте песни не говорится о том, что этот сам Иван Васильевич лишил жизни своего наследника. Таким образом народ не стал называть государя убийцей, пролившим безвинную кровь его.
Наоборот, в исторической песне царь Иван Четвёртый изображается положительно. Мы видим государя очень набОжным (он уже с раннего утра молится о погибшей душе в храме). Дважды в песне употребляется глагол "молится". Искренность молитвы и раскаяния в совершенном злодеянии Ивана Васильевича подчёркнута словосочетанием "низко кланяется".
Мы видим в песне царя безутешным отцом, которого постигло великое несчастье (потеря сына). Убитый горем государь называет умершего сына "поднебесной светлой звёздонькой" и тоскует о нём.
Народ называет случившуюся трагедию "горем великим" и "кручинушкой безысходной".
Также народ - создатель этой исторической песни - с негодованием осуждает царских бояр, которые в эту тяжелую минуту не проявили сочувствия и сострадания, а позволили себе радоваться ужасной беде.
Но недаром Ивана Васильевича прозвали Грозным. Даже в эти чёрные для него дни он по-прежнему остаётся сильным правителем. Он находит в себе силы гневно отреагировать на веселье бояр. Можно предположить, что за такое поведение впоследствии бояре будут жестоко наказаны.
ИВАН ГРОЗНЫЙ МОЛИТСЯ ПО СЫНЕ
Эх да собирается наш православный царь
Да он ко заутрени,
Ко тому ли свету, свету-светику
Ивану Великому.
Эх да как становится наш православный царь
Да он на своем месте.
Как становится наш православный царь
У правого клироса.
Эх да уж как молится наш православный царь
Ивану Великому.
Уж он молится, наш православный царь,
Да он низко кланяется.
Эх да как позадь-то его все бояре-князья
Они остановилися.
Как промеж-то себя ухмыльнулися,
Князья усмехнулися.
Эх да уж как гневно на них православный царь
Да он оглядается:
«И чему-то, чему вы, бояре-князья,
Чему больно радостны?
Эх да иль не знаете вы, иль не ведаете
Горя-то великого?
Знать, не ведома-то вам кручинушка
Безысходна царская!
Эх да как угасла-то свеча местная,
Закатилась-то звезда,
Поднебесна моя светла звездонька —
Не стало млад царевича».
Это древнерусская историческая песня. Коллективный автор (русский народ) с состраданием рассказывает об Иване Грозном, потерявшем любимого сына.
В тексте песни не говорится о том, что этот сам Иван Васильевич лишил жизни своего наследника. Таким образом народ не стал называть государя убийцей, пролившим безвинную кровь его.
Наоборот, в исторической песне царь Иван Четвёртый изображается положительно. Мы видим государя очень набОжным (он уже с раннего утра молится о погибшей душе в храме). Дважды в песне употребляется глагол "молится". Искренность молитвы и раскаяния в совершенном злодеянии Ивана Васильевича подчёркнута словосочетанием "низко кланяется".
Мы видим в песне царя безутешным отцом, которого постигло великое несчастье (потеря сына). Убитый горем государь называет умершего сына "поднебесной светлой звёздонькой" и тоскует о нём.
Народ называет случившуюся трагедию "горем великим" и "кручинушкой безысходной".
Также народ - создатель этой исторической песни - с негодованием осуждает царских бояр, которые в эту тяжелую минуту не проявили сочувствия и сострадания, а позволили себе радоваться ужасной беде.
Но недаром Ивана Васильевича прозвали Грозным. Даже в эти чёрные для него дни он по-прежнему остаётся сильным правителем. Он находит в себе силы гневно отреагировать на веселье бояр. Можно предположить, что за такое поведение впоследствии бояре будут жестоко наказаны.