Произведение Н. В. Гоголя «Ревизор» - это величайший пример искусства сатиры в русской литературе, и вся комедия пропитана искренним и правдивым образом самого автора, преподносящего читателю животрепещущие проблемы русского общества в увлекательном и веселом ключе. Читая эти строки, мы явственно ощущаем, что пьеса написана в необычайно остром сатирическом исполнении, и открытый смех автора звучит, как разоблачение фальши, подлости и лживости чиновничьего аппарата, он, словно набат, предупреждает об опасности погрязнуть в пороках и сладострастных утехах, потеряв человеческий облик и истинную мораль. Сатира Гоголя – это явное и совершенно справедливое издевательство над взяточничеством, раболепием и мракобесием общества. На примере маленького, невесть где затерянного уездного городка Гоголь пытается воссоздать картину всей страны той эпохи и обличить порок в каждом из ее далеких уголков. Автор искусно и тонко поддевает каждого из персонажей, невзирая на высоту его положения. Городничего он считает надменным и недалеким, его подчиненных – ничтожными и подобострастными, а главный герой комедии Хлестаков выступает в роли никчемного и беспринципного ловеласа, волею забавного случая принятого за столичного чиновника с секретным предписанием. В каждой фразе комедии звучит неприкрытая сатира писателя, и этот его неповторимый стиль и сегодня поражает и восхищает каждого, кто готов прикоснуться к истинной русской литературе, не перестающей изумлять, воспитывать и развлекать.Размышляя о законах построения литературного произведения, мы неминуемо анализируем и личность главного героя, однако далеко не всегда этот персонаж является положительным, как произошло это и в комедии великого Гоголя. И действительно, главное лицо «Ревизора» - персона аморальная. Это погрязший в карточных долгах кутила, занимающий ничтожное положение в столице, однако не лишенный известного себялюбия и тщеславия. Оказавшись в счастливых для себя обстоятельствах, будучи принятым неискушенными провинциалами за высокий чин из Петербурга, он немедленно старается обратить ситуацию в свою пользу, чего и добивается с успехом. И при всей своей порочности и никчемности, это человек автору обличить целый ряд продажных и насквозь пропитанных фальшью чиновников во главе с опытным и беспринципным вором, городничим. Эта свора жалких проходимцев, проживающих свой век в удовольствиях, купленных за взятки и открыто присвоенные государственные средства, в конце комедии терпит окончательное и бесповоротное поражение, и дальнейшая их участь подразумевает полное разоблачение и серьезные взыскания. Так Хлестаков, будучи лживым и эгоистичным вертопрахом, косвенно становится бичом в руках справедливости, наказующей недостойных государственных деятелей, и позитивная роль его в данном деянии очевидна: он вместе с автором и его читателями высмеивает порочную натуру обитателей этого города, позорящих высокое звание слуг народа.