Кто из героев пьесы «На дне»... 1...заявляет, что у него, «кажется, нет характера»? 2...не хочет примириться с жизнью на «дне» и заявляет: «Я - рабочий человек...Я с малых лет работаю... Вылезу...Кожу сдеру, а вылезу...»? 3...мечтает о такой жизни, при которой «чтобы самому себя можно было уважать»? 4...живёт мечтою о большой, настоящей человеческой любви? 5...потерял имя и надеется только на то, что есть больница, где его вылечат от алкоголя? 6...верит, что на том свете ей будет лучше, а всё же хочет хотя бы ещё немного на свете пожить? 1... «лёг среди улицы, играет на гармошке и орёт: ничего не хочу, ничего не желаю»? 8...говорит человеку, который предлагает ей выйти замуж за него:»...замуж бабе выйти-всё равно как зимой в прорубь прыгнуть». «Как издох мой милый муженёк-ни дна бы ему ни покрышки,-так я целый день от радости одна просидела: гляжу и всё не верю счастью своему...»? 9...прикрывает служением богу грабёж людей: «А я на тебя полтинку нахину,-маслица в лампадку куплю...и будет перед святой иконой жертва моя гореть...»? 10,„возмущается: «И зачем разнимают людей, когда они дерутся? ...Давать бы им бить друг друга свободно...стали бы меньше драться, потому побои-то помнили бы дольше...»? 11...предлагает любовнику убить её мужа и обещает за это наградить? 12...очутился в ночлежке потому, что ушёл от своей жены, боясь убить её, ревнуя к другому? 13...всех утешал ложью своей, а в трудную минуту «исчез от полиции...яко дым от лица огня...»? 14...избитая, ошпаренная кипятком, просит, чтобы её взяли в тюрьму? 15...утверждал: «Ложь-религия рабов и хозяев...Правда-бог свободного человека! Всё в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное-дело его рук и его мозга!»?
В лирике великого поэта раскрывается вся его личность, его характер, его душа, отношение к окружающему миру; его думы и переживания. Трудно найти в наследии поэта стихи, в которых не высказывался бы взгляд на окружающий мир, на место человека в нем, на “проклятые вопросы” жизни и смерти, счастья и долга, то есть на основные вопросы философии. Уже с лицейских лет А. С. Пушкин размышлял о человеке и его месте в мире и выдвинул свое представление о цели и форме человеческой жизни, пытаясь осмыслить ее как явление временное, признать закономерности вечного движения, смены поколений, бессмысленность попыток идти наперекор естественным законам бытия, умирание старого и нарождение нового и одновременно утверждение вечной жизни природы, прославление человеческой жизни, освещенной разумом и глубокими чувствами. Размышляя о скоротечности жизни, Пушкин постоянно думал о ее неизбежном исходе: Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды — И чей-нибудь уж близок час. Однако мысли о смерти внушает ему не уныние, а покорность воле божией и примирение со своим жребием. Величие человека — в его “самостоянье”, то есть в уникальности, в единичности. В равенстве только самому себе. Но такое самосостояние — не извне, животворящая сила — сам человек, творящий себя. Во многих своих стихах поэт размышлял о степени зависимости человека от той среды, в которой он формировался. Среда могущественна, она влияет на людей, но, по мнению поэта, человеком имеет право называться тот, кто восставать против враждебных ему условий. “Ты понял жизни цель: счастливый человек”, — писал он в стихотворении “К вельможам” в 1830 году, восхищаясь адресата этого стихотворения воспринимать жизнь в ее многообразии, принимать в ней честное и чистое, отвергать и презирать в ней грязное и пустое. Человек состоит из двух миров: внешнего — телесного и внутреннего, скрытого — духовного. Вначале, когда человек только начинает свое земное существование, душа его чиста и светла, но ему предстоит трудный выбор: прожить жизнь, полную лишений, но со светлой совестью или поддаться желанию тела — замарать свою душу. Сила души Пушкина заключается в том, что он жаждет света, преклоняется перед чистотой: И жар невольный умиленья Впервые смутно познавал. Это победа над демоническим насмешливым взглядом на жизнь. А куда стремится душа Пушкина? Ввысь, освободиться от гордыни, свершить христианский подвиг человеческой души: Туда б, в заоблачную келью, В соседство Бога скрыться мне! Долгие годы духовной борьбы с собою доказали возможность падения чистоты и для падения — путь возрождения: И с отвращением читая жизнь мою, Я трепещу и проклинаю, И горько жалуюсь, И горько слезы лью, Но строк печальных не смываю. Эти сомнения, страсти, охватывающие отчаяние, и развивают чувства, мысли, делают человека человеком.
Трудно найти в наследии поэта стихи, в которых не высказывался бы взгляд на окружающий мир, на место человека в нем, на “проклятые вопросы” жизни и смерти, счастья и долга, то есть на основные вопросы философии.
Уже с лицейских лет А. С. Пушкин размышлял о человеке и его месте в мире и выдвинул свое представление о цели и форме человеческой жизни, пытаясь осмыслить ее как явление временное, признать закономерности вечного движения, смены поколений, бессмысленность попыток идти наперекор естественным законам бытия, умирание старого и нарождение нового и одновременно утверждение вечной жизни природы, прославление человеческой жизни, освещенной разумом и глубокими чувствами.
Размышляя о скоротечности жизни, Пушкин постоянно думал о ее неизбежном исходе:
Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдем под вечны своды —
И чей-нибудь уж близок час.
Однако мысли о смерти внушает ему не уныние, а покорность воле божией и примирение со своим жребием.
Величие человека — в его “самостоянье”, то есть в уникальности, в единичности. В равенстве только самому себе. Но такое самосостояние — не извне, животворящая сила — сам человек, творящий себя.
Во многих своих стихах поэт размышлял о степени зависимости человека от той среды, в которой он формировался. Среда могущественна, она влияет на людей, но, по мнению поэта, человеком имеет право называться тот, кто восставать против враждебных ему условий. “Ты понял жизни цель: счастливый человек”, — писал он в стихотворении “К вельможам” в 1830 году, восхищаясь адресата этого стихотворения воспринимать жизнь в ее многообразии, принимать в ней честное и чистое, отвергать и презирать в ней грязное и пустое.
Человек состоит из двух миров: внешнего — телесного и внутреннего, скрытого — духовного. Вначале, когда человек только начинает свое земное существование, душа его чиста и светла, но ему предстоит трудный выбор: прожить жизнь, полную лишений, но со светлой совестью или поддаться желанию тела — замарать свою душу.
Сила души Пушкина заключается в том, что он жаждет света, преклоняется перед чистотой:
И жар невольный умиленья
Впервые смутно познавал.
Это победа над демоническим насмешливым взглядом на жизнь.
А куда стремится душа Пушкина? Ввысь, освободиться от гордыни, свершить христианский подвиг человеческой души:
Туда б, в заоблачную келью, В соседство Бога скрыться мне!
Долгие годы духовной борьбы с собою доказали возможность падения чистоты и для падения — путь возрождения:
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь,
И горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.
Эти сомнения, страсти, охватывающие отчаяние, и развивают чувства, мысли, делают человека человеком.