Русский характер» — удивительно эмоциональное произведение. Писатель стремится в нем прежде всего воздействовать на наши чувства, заставить нас не только проникнуться горячей любовью и симпатией к героям рассказа, но и пережить вместе с ними все то, что выпало на их долю. Это особенно важно иметь в виду при чтении произведения в классе. Необходимо передать тот глубокий эмоциональный настрой, который заложен в произведении, сделать так, чтобы Читатели не только почувствовали его, но и прониклись им, чтобы перед ними во всей своей глубине раскрылись чувства и переживания героев. Сделать это можно только в том случае, если Читатель серьезно и тщательно подготовит чтение рассказа. Надо помнить, что нарочитое выделение голосом отдельных частей произведения или стремление передать «особую» эмоциональную взволнованность некоторых фраз не только не а, наоборот, помешает восприятию рассказа. Ведь повествование в нем ведет простой русский солдат Иван Сударев, человек сдержанный и порой даже скупой в выражении своих чувств. Он просто рассказывает, но рассказ его потрясает до глубины души. Эмоциональное воздействие рассказа на нас, как правило, очень велико. И надо позаботиться о том, чтобы оно не было разрушено неумело поставленными вопросами. Лучше всего обратиться к классу с вопросами общего характера, которые сосредоточат внимание нас на самом главном, самом существенном. В случае, если они не смогут ответить на какой-нибудь из них, Читатель предложит уточняющий вопрос, когда нужно — подхватит мысль, высказанную кем-либо из читателей, дополнит ее, а иногда, может быть, даже и поразмышляет вслух. Во всяком случае слово учителя должно постоянно звучать и поддерживать ту атмосферу взволнованности, которая, несомненно, установится в классе после чтения рассказа. Учащимся можно предложить ответить на такие вопросы: «Что в рассказе А. Н. Толстого произвело на вас самое большое впечатление? В чем проявилась человеческая красота героев рассказа? Что говорится в рассказе о русском характере?» Беседа по этим вопросам подготовит читателей к мысли о том, что рассуждения о русском характере (кстати, разговором о нем начинается и кончается произведение, и на это необходимо обратить внимание) даются в рассказе не изолированно, а тесно связаны с ним. Ведь все герои произведения: и Егор Дремов, и его мать Мария Поликарповна, и его отец Егор Егорович, и Катя, и, конечно же, сам рассказчик Иван Сударев — тоже русские характеры, Русские люди.
На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля. Один толстый — Миша, а другой тонкий — Порфирий. Порфирий был с женой, сыном и кучей сумок, узлов и котомок. Друзья обрадовались встрече. Порфирий начал представлять семью: «Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах… лютеранка… А это сын мой, Нафанаил, ученик III класса». Порфирий вспомнил, как они вместе с Мишей в гимназии учились: «Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо… Детьми были!» Затем толстый спросил о службе, на что тонкий что он служит коллежским асессором уже второй год и Станислава имеет. Правда, жалованье плохое. Жена частные уроки музыки дает. А он сам портсигары делает. Так и живут. Служил в департаменте, а сейчас его перевели столоначальником по тому же ведомству. Порфирий поинтересовался, как продвигается служба у Миши, наверное, уже статский. Толстый ответил: «Я уже до тайного дослужился… Две звезды имею». Тонкий замолчал, побледнел, а потом внезапно заулыбался: «Я, ваше превосходительство… Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с». Толстый начал возражать, но тонкий начал лебезить: «Милостивое внимание вашего превосходительства… вроде как бы живительной влаги…» Толстому стало тошно от почтительной кислоты. Он протянул тонкому руку. Тот три пальца и захихикал, как китайский болванчик. Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.
Русский характер» — удивительно эмоциональное произведение. Писатель стремится в нем прежде всего воздействовать на наши чувства, заставить нас не только проникнуться горячей любовью и симпатией к героям рассказа, но и пережить вместе с ними все то, что выпало на их долю. Это особенно важно иметь в виду при чтении произведения в классе. Необходимо передать тот глубокий эмоциональный настрой, который заложен в произведении, сделать так, чтобы Читатели не только почувствовали его, но и прониклись им, чтобы перед ними во всей своей глубине раскрылись чувства и переживания героев. Сделать это можно только в том случае, если Читатель серьезно и тщательно подготовит чтение рассказа. Надо помнить, что нарочитое выделение голосом отдельных частей произведения или стремление передать «особую» эмоциональную взволнованность некоторых фраз не только не а, наоборот, помешает восприятию рассказа. Ведь повествование в нем ведет простой русский солдат Иван Сударев, человек сдержанный и порой даже скупой в выражении своих чувств. Он просто рассказывает, но рассказ его потрясает до глубины души. Эмоциональное воздействие рассказа на нас, как правило, очень велико. И надо позаботиться о том, чтобы оно не было разрушено неумело поставленными вопросами. Лучше всего обратиться к классу с вопросами общего характера, которые сосредоточат внимание нас на самом главном, самом существенном. В случае, если они не смогут ответить на какой-нибудь из них, Читатель предложит уточняющий вопрос, когда нужно — подхватит мысль, высказанную кем-либо из читателей, дополнит ее, а иногда, может быть, даже и поразмышляет вслух. Во всяком случае слово учителя должно постоянно звучать и поддерживать ту атмосферу взволнованности, которая, несомненно, установится в классе после чтения рассказа. Учащимся можно предложить ответить на такие вопросы: «Что в рассказе А. Н. Толстого произвело на вас самое большое впечатление? В чем проявилась человеческая красота героев рассказа? Что говорится в рассказе о русском характере?» Беседа по этим вопросам подготовит читателей к мысли о том, что рассуждения о русском характере (кстати, разговором о нем начинается и кончается произведение, и на это необходимо обратить внимание) даются в рассказе не изолированно, а тесно связаны с ним. Ведь все герои произведения: и Егор Дремов, и его мать Мария Поликарповна, и его отец Егор Егорович, и Катя, и, конечно же, сам рассказчик Иван Сударев — тоже русские характеры, Русские люди.
Подробнее - на -