Давно отгремела великая отечественная война. уже выросли поколения, знающие о ней по рассказам ветеранов, книгам, кинофильмам. поутихла с боль утрат, зарубцевались раны. но наши писатели и поэты обращались и обращаются к тем далеким дням. война по-прежнему живет в памяти нашего народа. военная тема поднимает коренные вопросы человеческого бытия. современная о войне обращается к наиболее тяжелым в ходе великой отечественной войны, к критическим моментам в судьбах героев, выявляла гуманистическую природу воюющего солдата. военная проза второй половины xx века – один из наиболее крупных “блоков” современного процесса. на ее страницах воспитывались многие поколения читателей. к ней обращаются сейчас и фронтовики-ветераны великой отечественной войны, и вчерашние школьники, готовящие себя к службе в рядах вооруженных сил страны. наша (разумеется, лучшие книги) немало сделала для того, чтобы в грозных, катастрофических обстоятельствах пробудить у людей чувства ответственности, понимания того, что именно от них зависит судьба страны. жестокая, кровавая война потребовала духовного раскрепощения, сопровождалась стихийным освобождением от душивших живую жизнь и искусство сталинских догм, от страха и подозрительности. каждый третий из ушедших на фронт писателей – около четырехсот человек – с войны не вернулся. писатели фронтового поколения принесли в тяжелый, кровавый опыт “окопников”, они сами пережили то, что было уделом огромного числа людей, объединенных одним желанием – уничтожить врага. в послевоенной продолжается осмысление трагических событий войны, правда о войне, которую четверть века пытались вытеснить из , пришла к читателю. произведения писателей, пришедших в прямо с полей сражений, имеют большое воспитательное значение. многие герои этих книг могут служить примером мужества, бесстрашия, проявленных при выполнении своего долга перед отечеством. военная проза ю. бондарева, в. быкова, к. воробьева, б. васильева, в. кондратьева, б. васильева сурова, трагична. герои произведений часто , казалось бы, в безвыходные ситуации, когда надо сделать выбор между честью и бесчестием, чувством долга и вполне естественным стремлением человека сберечь свою, единственную жизнь. перед угрозой смерти люди ведут себя по-разному. одни мужественно, смело, поражая выдержкой и высоким чувством товарищества. другие оказываются трусами, приспособленцами. в трудную минуту резко отделяется добро ото зла, чистота от подлости, героизм от предательства. и важно, что писатели подводят своих героев к правильному выбору, проведя их через сложные испытания, показывая их духовную стойкость, силу воли. победа 1945 года, безусловно, возрождает и укрепляет оптимизм, веру в конечное торжество добра, справедливости, человечности. о войне имеет антивоенную направленность. показывая войну во всей ее сложности, в “крови, страданиях, смерти”, писатели выражают убеждение в том, что это не должно повториться. фронтовые страницы прозы сильны гуманистическим началом. им проникнуты произведения к. воробьева, в. астафьева, в. кондратьева, г. владимова. они буквально “кричат” о преступности бессмысленных жертв. едва ли найдется сейчас такая целостная система произведений, которая с редкой силой и свободой говорила бы, вопреки официальным установкам, что величайшей ценностью на земле является человеческая жизнь.
жил мудрый и справедливый человек, советов которого все всегда слушались. однажды там, где он жил, за одну ночь померли все собаки. наутро люди пришли к мудрецу и рассказали о случившемся.
- ничего, всё будет хорошо,- ответил тот.
на другую ночь в деревне померли все голосистые петухи. снова утром люди пришли к мудрецу, и снова он ответил:
- и это к лучшему.
- странно! - возразили люди.- собаки нас охраняли, петухи своим пением объявляли наступление утра. что же хорошего, что их теперь нет?
на третью ночь стали люди в деревне зажигать огонь, а он не загорается.
- что за беда приключилась? понять не можем,- взмолились они.
в это время неприятельское войско напало на село, напала в начале на один кооператив, ограбила его, затем на второй, а на третем так сказали:
- ни света не видно, ни собаки не лают, ни петухи не кричат. наверное, и людей здесь нет. пустое село, пустые дома. что нам тут делать?
с этим враги и ушли. а село осталось в целости и сохранности.
оказалось, что мудрец правду говорил: "нет худа без добра".
жил мудрый и справедливый человек, советов которого все всегда слушались. однажды там, где он жил, за одну ночь померли все собаки. наутро люди пришли к мудрецу и рассказали о случившемся.
- ничего, всё будет хорошо,- ответил тот.
на другую ночь в деревне померли все голосистые петухи. снова утром люди пришли к мудрецу, и снова он ответил:
- и это к лучшему.
- странно! - возразили люди.- собаки нас охраняли, петухи своим пением объявляли наступление утра. что же хорошего, что их теперь нет?
на третью ночь стали люди в деревне зажигать огонь, а он не загорается.
- что за беда приключилась? понять не можем,- взмолились они.
в это время неприятельское войско напало на село, напала в начале на один кооператив, ограбила его, затем на второй, а на третем так сказали:
- ни света не видно, ни собаки не лают, ни петухи не кричат. наверное, и людей здесь нет. пустое село, пустые дома. что нам тут делать?
с этим враги и ушли. а село осталось в целости и сохранности.
оказалось, что мудрец правду говорил: "нет худа без добра".