Казалось бы, вопросы милосердия не слишком интересовали реалиста и сатирика, виртуозного стилиста Н. С. Лескова. Тем не менее почти в каждом его произведении, как бы на втором плане, зашифрованно, звучит: люди, будьте добры друг к ДРУГУ.
Этический аспект, не отменяя социального обличения, выдвигается на первый план и в рассказе “Зверь”. В этой ситуации опять происходит испытание человека на человечность. События увидены как бы двойным зрением: впечатления пятилетнего ребенка,, воспринимающего мир сугубо эмоционально, передаются уж зрелым человеком как его детские воспоминания.
В мире взрослых понятия “зверь” и “человек” далеко разведены. В детском восприятии медведь Сганарель и крепостной Ферапонт уравниваются чувством любви и сострадания к ним обоим: “Нам было жаль Сганареля, жаль и Ферапонта, и мы даже не могли себе решить, кого из них двух мы больше жалеем”. Но человек и зверь в лесковском рассказе уравниваются и художественно. В нем постоянно звучит мотив подобия медведя и крепостного, обрисованных почти одними и теми же словами: красавец Ферапонт – “среднего роста, очень ловкий, сильный и смелый”, Сганарель
был “большим, матерым медведем, необыкновенной силы, красоты и ловкости” Это сходство еще более увеличивает бессознательное подражание медведя человеку.
Сганарель умел ходить на двух лапах, бить в барабан, маршировать с большой палкой, таскать кули с мукой на мельницу, надевать мужицкую шляпу.
Если Вы не сочтёте за труд прочесть повесть "Ася", то сами поймёте, что на том этапе, о котором пишет Тургенев, взаимное счастье для героев невозможно. Ася - максималистка. Ей нужна любовь во имя какого-то великого подвига. Она готова забыть себя ради человека, в которого влюблена. То есть, по большому счёту, Ася любит саму любовь в себе, а не Н. Н. как её объект. Н. Н. же занят исключительно собой и не слишком-то нуждается в такой вот всепоглощающей, жертвенной любви. И пусть однажды, по времени, он признается сам себе, что тоже любил Асю, но тогда, когда жизнь свела их, герои не были готовы ко встрече в той мере, в которой возможно счастье. Драма повести - в несвоевременности, в незрелости героев, их неготовности и не слышать и понимать друг друга.
Казалось бы, вопросы милосердия не слишком интересовали реалиста и сатирика, виртуозного стилиста Н. С. Лескова. Тем не менее почти в каждом его произведении, как бы на втором плане, зашифрованно, звучит: люди, будьте добры друг к ДРУГУ.
Этический аспект, не отменяя социального обличения, выдвигается на первый план и в рассказе “Зверь”. В этой ситуации опять происходит испытание человека на человечность. События увидены как бы двойным зрением: впечатления пятилетнего ребенка,, воспринимающего мир сугубо эмоционально, передаются уж зрелым человеком как его детские воспоминания.
В мире взрослых понятия “зверь” и “человек” далеко разведены. В детском восприятии медведь Сганарель и крепостной Ферапонт уравниваются чувством любви и сострадания к ним обоим: “Нам было жаль Сганареля, жаль и Ферапонта, и мы даже не могли себе решить, кого из них двух мы больше жалеем”. Но человек и зверь в лесковском рассказе уравниваются и художественно. В нем постоянно звучит мотив подобия медведя и крепостного, обрисованных почти одними и теми же словами: красавец Ферапонт – “среднего роста, очень ловкий, сильный и смелый”, Сганарель
был “большим, матерым медведем, необыкновенной силы, красоты и ловкости” Это сходство еще более увеличивает бессознательное подражание медведя человеку.
Сганарель умел ходить на двух лапах, бить в барабан, маршировать с большой палкой, таскать кули с мукой на мельницу, надевать мужицкую шляпу.
Если Вы не сочтёте за труд прочесть повесть "Ася", то сами поймёте, что на том этапе, о котором пишет Тургенев, взаимное счастье для героев невозможно. Ася - максималистка. Ей нужна любовь во имя какого-то великого подвига. Она готова забыть себя ради человека, в которого влюблена. То есть, по большому счёту, Ася любит саму любовь в себе, а не Н. Н. как её объект. Н. Н. же занят исключительно собой и не слишком-то нуждается в такой вот всепоглощающей, жертвенной любви. И пусть однажды, по времени, он признается сам себе, что тоже любил Асю, но тогда, когда жизнь свела их, герои не были готовы ко встрече в той мере, в которой возможно счастье. Драма повести - в несвоевременности, в незрелости героев, их неготовности и не слышать и понимать друг друга.