В России 19 века люди жили при крепостном праве. Существовали богатые помещики и бедные крестьяне, которые полностью подчинялись своим хозяевам. У одного барина было много людей, но это были именно «люди», «челядь», «холопы». Они целый день в работе, они ютятся в каморках, устают, недосыпают, и всё это для того, чтобы угодить своему хозяину, выполнить любое его желание. Некоторые помещики даже не считали своих крепостных за людей. Именно у этого сословия была возможность делать всё, что заблагорассудится, со своими крепостными людьми. Именно при крепостном строе существовало самое страшное право – эксплуатация одного человека другим. Герасим понимал, что не сможет уберечь Муму от людей барыни. Единственное, что он может сделать собаку от бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания, потому что понимает, что это приказ барыни. Своим уходом в деревню Герасим протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался. В этом победа Герасима не только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться. В судьбе Герасима виновата не столько барыня, сколько существующий строй, основанный на зависимости одного человека от другого, т.е. крепостное право. И он оказался противостоять несправедливости этого строя.
В России 19 века люди жили при крепостном праве. Существовали богатые помещики и бедные крестьяне, которые полностью подчинялись своим хозяевам. У одного барина было много людей, но это были именно «люди», «челядь», «холопы». Они целый день в работе, они ютятся в каморках, устают, недосыпают, и всё это для того, чтобы угодить своему хозяину, выполнить любое его желание. Некоторые помещики даже не считали своих крепостных за людей. Именно у этого сословия была возможность делать всё, что заблагорассудится, со своими крепостными людьми. Именно при крепостном строе существовало самое страшное право – эксплуатация одного человека другим.
Герасим понимал, что не сможет уберечь Муму от людей барыни. Единственное, что он может сделать собаку от бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания, потому что понимает, что это приказ барыни. Своим уходом в деревню Герасим протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался. В этом победа Герасима не только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться. В судьбе Герасима виновата не столько барыня, сколько существующий строй, основанный на зависимости одного человека от другого, т.е. крепостное право. И он оказался противостоять несправедливости этого строя.