В начале романа перед нами знакомое по «Рудину» зрелище крестьянской нищеты: «…Деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами (видно, в голодную зиму пришлось солому с крыш скотине кормить) , и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен.. . Мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках... » Картину весеннего дня (который, как известно, год кормит) дополняют мужицкие телеги. Мужики «шибко катились» – «полагать надо, что в город. В кабак». И это пора весенней страды, напряженное время в жизни крестьянина, когда по старой пословице"часом опоздаешь-годом не поверстаешь".Здесь уже не только неповиновение, не только вызов господам. Нарушается естественный ход жизни, вековая связь крестьянина с землей. Патриархальные устои рушатся. Везде проглядывает назревающий конфликт. Лопнули пружины, на которых держался старый господский и крестьянский быт.
Кульминация сюжетного развития «Недоросля» выразилась в том, что Правдин получил право взять под опеку дом и деревни Простаковой (действ. пятое, явл. I), что сорвался простаковский план похищения Софьи, что резко проявился гнев помещицы на крепостных, которые не сумели выполнить барскую волю (действ, пятое, явл. II), После этих событий действие комедии приближается к развязке: помещикам читают указ об опеке (действ. пят. , явл. IV), учителей освобождают от занятий с Митрофаном (действ. пят. , явл. VI), Митрофан отталкивает от себя мать (действ. пят. , явл. VII), его отправляют служить (действие пят. , явл. VII), Софья, Милон, Стародум и с ним Вральман уезжают (действ. пят. , явл. VIII). День в барской усадьбе закончился. Привычная жизнь крепостников и крепостных изменилась, изменили ее честные люди, имеющие право называться дворянами; их желание пресечь беззаконие встретило поддержку у наместника, представителя власти. Софья и Милон, достойные друг друга, счастливы.