началом самостоятельной творческой работы валентин григорьевич распутин (род. 1937 г.) считал повесть «деньги для марии», которую он написал, будучи уже членом союза писателей . в 1968 году повесть вышла отдельным изданием. сюжет повести прост: у продавщицы деревенского магазина марии обнаружена недостача в тысячу рублей. чтобы спасти жену от тюрьмы, ее муж кузьма отправляется по родственникам и знакомым в поисках денег. встречи с разными людьми, размышления кузьмы о жизни — составляют основу книги.
широкую популярность распутину принесла повесть «последний срок», опубликованная в 1970 г. в журнале «наш современник». писатель рассказал о последних днях старухи анны, в дом которой съехались ее дети. в советской о смерти простых людей было не принято писать, воспевалась обычно героическая смерть во имя партии и родины. распутин в своей книге, отталкиваясь от конкретного эпизода, размышляет о смерти, о переходе души человека в мир иной. автор поднимает в повести основные вопросы бытия: о смысле жизни на земле, о взаимоотношениях детей и родителей, о разрыве со своими корнями и, как следствие, утрате нравственности.
событием в стала повесть «живи и помни», которая появилась в печати в 1974 г. («наш современник»). тема книги: искупление греха предательства ни в чем не повинной души. действие повести разворачивается вокруг дезертирства андрея гуськова из армии в последние месяцы великой отечественной войны. распутин в одной из бесед говорил: «мне интересны женские характеры. я знаю, как ведет себя женщина, что у нее на уме, как она поступит в этот или следующий момент. так вот, «живи и помни» написано о женщинах». истинной героиней повести является жена гуськова настена. она не может пережить предательства своего мужа и вынуждена покончить жизнь самоубийством. бросившись в ангару, женщина убивает и будущего ребенка. в повести выражена идея ответственности за близкого человека.
образом настены автор подчеркивает, что нельзя оттолкнуть человека, надо уметь ему сострадать. повесть «живи и помни» была встречена неоднозначно: с одной стороны, восторженная критика, с другой, запрет в воинских частях подписки на журнал «наш современник», так как именно в нем было напечатано произведение, воспевающее дезертирство.
через два года распутин вновь потряс читателей, на этот раз это была повесть «прощание с матерой» («наш современник», 1976). в основу сюжета легли реальные события: в годы строительства братской гэс родная деревня писателя аталинка была затоплена. матера — это остров и название деревни, которая подлежит затоплению. старики пытаются отстоять деревню, их волнует судьба деревенского кладбища. повесть «прощание с матерой» — размышления писателя о судьбе деревни. остров матера для распутина — это модель крестьянского мира с его патриархальным укладом жизни, со своими нравственными законами. писатель считает, что «цивилизация с какого-то необозначенного времени взяла неверный курс, соблазнившись механическими достижениями и оставив на десятом плане человеческое
совершение.
распутин считается по праву одним из лучших представителей деревенской прозы. последним крупным произведением писателя стала философско-публицистическая повесть «» (1985). пожар в небольшом поселке сосновка явился своеобразным наказанием людям, погрязшим в наживе, пьянстве, беспамятстве.
в последние годы писатель чаще обращается к публицистике. среди его последних работ стоит отметить рассказ «нежданно- негаданно» (1997), повести «изба» и «дочь ивана, мать ивана». распутин, подводя некоторый итог творчества, как-то сказал, что он понял, какое ему бог дал богатство — народный язык. с ним прямая дорога была в «деревенскую» , помимо нее как писатель он едва бы состоялся.
Появление художественной литературы о трагической судьбе человека в тоталитарном государстве развеяло миф о счастливом, светлом коммунистическом будущем. Не может быть счастливым время, которое строится на насилии, репрессиях, расправах с инакомыслящими. Произведения Ю. Домбровского, как и А. Солженицына, и В. Ша- ламова, представляли огромную ценность потому, что писали их очевидцы, участники событий, жертвы государственного ГУЛАГа. Это писатели, которые все круги лагерного ада, и, следовательно, можно говорить об особом «лагерном» поколении, среди которых Ю. Домбровский - один из самых значительных прозаиков. Ему повезло: его не убили, как большинство людей со сходной судьбой, он сберег свое человеческое «я», не запятнав его ни унижением, ни предательством. Один из знавших Домбровского в лагере, вспоминал, что писатель не позволял начальству «тыкать», замечая при этом: «по-английски на «ты» обращаются только к Богу и пишут в стихах... Две области, вам особенно неизвестные». В творчестве Ю. Домбровского есть подлинная страшная правда эпохи. Но безысходности в нем нет. Писатель однажды заметил: «Мой герой - простой, как будто совершенно бессильный человек, - не боится вступать в единоборство с могучими силами зла. Он исполнен светлого упования на свои силы, потому что он борется во имя добра и твердо знает, что оно непобедимо». Романы «Хранитель древностей» и «Факультет ненужных вещей» связаны одним главным героем - Георгием Николаевичем Зыбиным. Юрист по образованию, историк, археолог по профессии, философ по складу ума, он предстает как истинный интеллигент, хранитель нравственных ценностей. Герой Домбровского - человек редчайшей породы. Он не может быть участником всеобщего поклонения, и поэтому шансов выжить у него почти нет. Но самое страшное для Зыбина - потерять душу раньше смерти. Заглушая «мелкого нашептывающего подленького бесенка», он говорит себе: помни, твое единственное всегда, при любых обстоятельствах, вопреки издевательствам, шантажу, побоям, многодневным допросам, остаться человеком. Действие романа «Хранитель древностей» разворачивается в Казахстане в зловещем 1937 году. Молодой специалист приезжает из Москвы работать в город Верный, который, по словам первого встреченного им человека, старика-сторожа, построил знаменитый архитектор Зенков. Описывая достопримечательности города, писатель стремится донести до нас, читателей, ощущение преемственности жизни и культуры, вписать историю хранителя древностей Зыбина в культурную историю города и страны. Как писала критика 60-х годов, «Зыбин удивил своих современников образованностью, начитанностью, редкой интеллигентностью». Это о нем говорили, что он «представляет собой культуру, мысль, память, дух России». То, что такой человек оказался в камере и в карцере, не было необычным. Удивительно другое - его не сумели сломить. Он не просто выжил, а сохранил свою личность даже тогда, когда для большинства его современников это было невозможно. Ставший сильнее своих палачей, он дает отпор своему мучителю Набивая трубку табаком «Герцеговина флор», следователь Нейман вне себя от ярости едва дочитывает «объяснение зека»: «Еще очень прислать библиотекаря: целый месяц в камере лежат «Как закалялась сталь» и «Княжна Джаваха» Л. Чарской, а я эти труды успел еще до тюрьмы». Название романа «Факультет ненужных вещей» вполне оправдано содержанием: следова- тельница заявляет Зыбину, что юридический факультет, который он окончил, - это в эпоху торжества социалистической целесообразности лишь факультет ненужных вещей, которыми объявлялись закон и человечность. Но у героя Домбровского редкое жизненное предназначение: он не просто историк, он хранитель. И должен остаться им или погибнуть. В годы, когда случилась эта «невеселая история», как рассказывает очевидец, пышно расцвели многочисленные парки культуры, яркими огнями вспыхивали фейерверки. И никогда «в стране столько не танцевали и не пели... И никогда витрины не были так прекрасны, цены так тверды, а заработки так легки». Беззаботным, счастливым людям дали легкий хлеб, дали веселые песни. Взамен потребовали верность и безмыслие. В противном случае, как сказал пролетарский писатель Максим Горький: «Если враг не сдается - его уничтожают». Для тех, кто не сдался, изобрели следствие. Людей набивали в камеру так, что иным не суждено было дождаться легкой смерти от пули: они умирали стоя, их трупы тоже стояли. «И все они не ведали, как и зачем живут, что и зачем творят...» Со страхом беря в руки газеты, Зыбин читает об арестах и процессах. Он не может понять, почему подсудимые так говорливы, почему они «такой дружной и веселой толпой идут на верную смерть». В тюрьме он это поймет. Но поймет он и другое - это не его путь.
ответ:
началом самостоятельной творческой работы валентин григорьевич распутин (род. 1937 г.) считал повесть «деньги для марии», которую он написал, будучи уже членом союза писателей . в 1968 году повесть вышла отдельным изданием. сюжет повести прост: у продавщицы деревенского магазина марии обнаружена недостача в тысячу рублей. чтобы спасти жену от тюрьмы, ее муж кузьма отправляется по родственникам и знакомым в поисках денег. встречи с разными людьми, размышления кузьмы о жизни — составляют основу книги.
широкую популярность распутину принесла повесть «последний срок», опубликованная в 1970 г. в журнале «наш современник». писатель рассказал о последних днях старухи анны, в дом которой съехались ее дети. в советской о смерти простых людей было не принято писать, воспевалась обычно героическая смерть во имя партии и родины. распутин в своей книге, отталкиваясь от конкретного эпизода, размышляет о смерти, о переходе души человека в мир иной. автор поднимает в повести основные вопросы бытия: о смысле жизни на земле, о взаимоотношениях детей и родителей, о разрыве со своими корнями и, как следствие, утрате нравственности.
событием в стала повесть «живи и помни», которая появилась в печати в 1974 г. («наш современник»). тема книги: искупление греха предательства ни в чем не повинной души. действие повести разворачивается вокруг дезертирства андрея гуськова из армии в последние месяцы великой отечественной войны. распутин в одной из бесед говорил: «мне интересны женские характеры. я знаю, как ведет себя женщина, что у нее на уме, как она поступит в этот или следующий момент. так вот, «живи и помни» написано о женщинах». истинной героиней повести является жена гуськова настена. она не может пережить предательства своего мужа и вынуждена покончить жизнь самоубийством. бросившись в ангару, женщина убивает и будущего ребенка. в повести выражена идея ответственности за близкого человека.
образом настены автор подчеркивает, что нельзя оттолкнуть человека, надо уметь ему сострадать. повесть «живи и помни» была встречена неоднозначно: с одной стороны, восторженная критика, с другой, запрет в воинских частях подписки на журнал «наш современник», так как именно в нем было напечатано произведение, воспевающее дезертирство.
через два года распутин вновь потряс читателей, на этот раз это была повесть «прощание с матерой» («наш современник», 1976). в основу сюжета легли реальные события: в годы строительства братской гэс родная деревня писателя аталинка была затоплена. матера — это остров и название деревни, которая подлежит затоплению. старики пытаются отстоять деревню, их волнует судьба деревенского кладбища. повесть «прощание с матерой» — размышления писателя о судьбе деревни. остров матера для распутина — это модель крестьянского мира с его патриархальным укладом жизни, со своими нравственными законами. писатель считает, что «цивилизация с какого-то необозначенного времени взяла неверный курс, соблазнившись механическими достижениями и оставив на десятом плане человеческое
совершение.
распутин считается по праву одним из лучших представителей деревенской прозы. последним крупным произведением писателя стала философско-публицистическая повесть «» (1985). пожар в небольшом поселке сосновка явился своеобразным наказанием людям, погрязшим в наживе, пьянстве, беспамятстве.
в последние годы писатель чаще обращается к публицистике. среди его последних работ стоит отметить рассказ «нежданно- негаданно» (1997), повести «изба» и «дочь ивана, мать ивана». распутин, подводя некоторый итог творчества, как-то сказал, что он понял, какое ему бог дал богатство — народный язык. с ним прямая дорога была в «деревенскую» , помимо нее как писатель он едва бы состоялся.
Ему повезло: его не убили, как большинство людей со сходной судьбой, он сберег свое человеческое «я», не запятнав его ни унижением, ни предательством. Один из знавших Домбровского в лагере, вспоминал, что писатель не позволял начальству «тыкать», замечая при этом: «по-английски на «ты» обращаются только к Богу и пишут в стихах... Две области, вам особенно неизвестные».
В творчестве Ю. Домбровского есть подлинная страшная правда эпохи. Но безысходности в нем нет. Писатель однажды заметил: «Мой герой - простой, как будто совершенно бессильный человек, - не боится вступать в единоборство с могучими силами зла. Он исполнен светлого упования на свои силы, потому что он борется во имя добра и твердо знает, что оно непобедимо».
Романы «Хранитель древностей» и «Факультет ненужных вещей» связаны одним главным героем - Георгием Николаевичем Зыбиным. Юрист по образованию, историк, археолог по профессии, философ по складу ума, он предстает как истинный интеллигент, хранитель нравственных ценностей. Герой Домбровского - человек редчайшей породы. Он не может быть участником всеобщего поклонения, и поэтому шансов выжить у него почти нет. Но самое страшное для Зыбина - потерять душу раньше смерти. Заглушая «мелкого нашептывающего подленького бесенка», он говорит себе: помни, твое единственное всегда, при любых обстоятельствах, вопреки издевательствам, шантажу, побоям, многодневным допросам, остаться человеком.
Действие романа «Хранитель древностей» разворачивается в Казахстане в зловещем 1937 году. Молодой специалист приезжает из Москвы работать в город Верный, который, по словам первого встреченного им человека, старика-сторожа, построил знаменитый архитектор Зенков. Описывая достопримечательности города, писатель стремится донести до нас, читателей, ощущение преемственности жизни и культуры, вписать историю хранителя древностей Зыбина в культурную историю города и страны. Как писала критика 60-х годов, «Зыбин удивил своих современников образованностью, начитанностью, редкой интеллигентностью». Это о нем говорили, что он «представляет собой культуру, мысль, память, дух России». То, что такой человек оказался в камере и в карцере, не было необычным. Удивительно другое - его не сумели сломить. Он не просто выжил, а сохранил свою личность даже тогда, когда для большинства его современников это было невозможно. Ставший сильнее своих палачей, он дает отпор своему мучителю Набивая трубку табаком «Герцеговина флор», следователь Нейман вне себя от ярости едва дочитывает «объяснение зека»: «Еще очень прислать библиотекаря: целый месяц в камере лежат «Как закалялась сталь» и «Княжна Джаваха» Л. Чарской, а я эти труды успел еще до тюрьмы».
Название романа «Факультет ненужных вещей» вполне оправдано содержанием: следова- тельница заявляет Зыбину, что юридический факультет, который он окончил, - это в эпоху торжества социалистической целесообразности лишь факультет ненужных вещей, которыми объявлялись закон и человечность. Но у героя Домбровского редкое жизненное предназначение: он не просто историк, он хранитель. И должен остаться им или погибнуть.
В годы, когда случилась эта «невеселая история», как рассказывает очевидец, пышно расцвели многочисленные парки культуры, яркими огнями вспыхивали фейерверки. И никогда «в стране столько не танцевали и не пели... И никогда витрины не были так прекрасны, цены так тверды, а заработки так легки».
Беззаботным, счастливым людям дали легкий хлеб, дали веселые песни. Взамен потребовали верность и безмыслие. В противном случае, как сказал пролетарский писатель Максим Горький: «Если враг не сдается - его уничтожают». Для тех, кто не сдался, изобрели следствие. Людей набивали в камеру так, что иным не суждено было дождаться легкой смерти от пули: они умирали стоя, их трупы тоже стояли. «И все они не ведали, как и зачем живут, что и зачем творят...»
Со страхом беря в руки газеты, Зыбин читает об арестах и процессах. Он не может понять, почему подсудимые так говорливы, почему они «такой дружной и веселой толпой идут на верную смерть». В тюрьме он это поймет. Но поймет он и другое - это не его путь.