Древнерусская литература едина и похожа на живой, пульсирующий организм. Bеликая русская литература началась не с мелкотемья, а с дерзкого и великого стремления русских предков постичь тайное тайных мироздания – «смысл человеческой жизни» . Об этом, кстати, свидетельствует и нравственно-философская основа славянской азбуки. Как стать человеком, каким быть человеку? – вот чем озабочены безымянные авторы многих произведений. Идеал древнерусской литературы – человек духовно-нравственный, устремленный в мыслях и поступках к «миру горнему» . Герои разные по своему социальному положению: князья, святые-подвижники, воины, реже – дружинники, ремесленники. Каждый из них человек с ярко и живо выписанным характером: мудрые политики и крепкие семьянины князья Ярослав и Владимир Мономах, безрассудный в своих поступках князь Игорь, лукавые и коварные в язычестве и достойные в христианстве великие князья Ольга и Владимир, знаменитые своими походами и воинской доблестью «вещий» Олег и Святослав, предатель «окаянный» Святополк, «ангел земной» Сергий Радонежский, «интеллигент» диссидентского плана Даниил Заточник, нежные и кроткие в своем смирении мужественные братья – князья, страстотерпцы Борис и Глеб, мятежный и неистовый в христианском правдолюбии протопоп Аввакум, ласковые, мужественные и до конца своим мужьям Ярославна, Ефросинья, Феврония и многие другие. Образы одновременно непохожие один на другой, но схожие в главном: это русские люди, со своим национальным менталитетом, отличным от других народов. Читая эти произведения, учащиеся знакомятся с каноном древнерусской литературы, ее жанрами, убеждаясь в процессе работы в «монументальности и величии целого» .
Как стать человеком, каким быть человеку? – вот чем озабочены безымянные авторы многих произведений. Идеал древнерусской литературы – человек духовно-нравственный, устремленный в мыслях и поступках к «миру горнему» . Герои разные по своему социальному положению: князья, святые-подвижники, воины, реже – дружинники, ремесленники. Каждый из них человек с ярко и живо выписанным характером: мудрые политики и крепкие семьянины князья Ярослав и Владимир Мономах, безрассудный в своих поступках князь Игорь, лукавые и коварные в язычестве и достойные в христианстве великие князья Ольга и Владимир, знаменитые своими походами и воинской доблестью «вещий» Олег и Святослав, предатель «окаянный» Святополк, «ангел земной» Сергий Радонежский, «интеллигент» диссидентского плана Даниил Заточник, нежные и кроткие в своем смирении мужественные братья – князья, страстотерпцы Борис и Глеб, мятежный и неистовый в христианском правдолюбии протопоп Аввакум, ласковые, мужественные и до конца своим мужьям Ярославна, Ефросинья, Феврония и многие другие. Образы одновременно непохожие один на другой, но схожие в главном: это русские люди, со своим национальным менталитетом, отличным от других народов. Читая эти произведения, учащиеся знакомятся с каноном древнерусской литературы, ее жанрами, убеждаясь в процессе работы в «монументальности и величии целого» .