Написать сочинение-миниатюру по стихотворениям (не менее 1 стр): по произведению В.А. Жуковский- приход весны 2 вариант - «Приход весны» по плану
1 общее впечатление о стихотворении
2 построение стихотворения
3 слуховые и зрительные образы создания
4 настроение стихотворения
5 мысли читателя
Чехов "Хамелеон"
1) Назовите героев рассказа.-Хрюкин-золотых дел мастер,Очумелов-надзиратель,городовой-Ялдыгин,повар генерала Прохор,городская толпа и борзой щенок.
2) О каком событии повествует рассказ?-Щенок укусил человека,выясняют,кто хозяин собаки.
3) С какой целью Чехов пишет о столь незначительном событии?-Бытовые сцены и выяснение нравов-это цель Чехова,показать пороки общества на рядовых событиях.
4) Кого из героев можно назвать « хамелеоном»? Какого человека называют «хамелеоном»? -Городовой Очумелов,ювелир Хрюкин и толпа,которая то смеётся,то требует суда над собакой.Хамелоены-это люди,меняющие своё мнение,убеждения в угоду обстоятельствам.
5) Сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет «окраску»?-Шесть раз меняет своё мнение Очумелов,требуя наказать собаку,а потом выясняя,кто хозяин,сам унижается.
Какая деталь в рассказе подчеркивает превращения Очумелова?-Художественная деталь ,снятие или одевание шинели.
6) Юмор – это весёлая, но безобидная насмешка, не задевающая достоинства человека, то сатира - это безжалостное обличение пороков. Каков характер смешного в « Хамелеоне»: что мы здесь видим- безобидную насмешку или безжалостную сатиру?-Сатира,Чехов высмеивает деспотизм и рабскую угодливость.в сочетании с юмором.
Заполните таблицу: Вверху надо написать мнение толпы по поводу собаки ( предположения, которые выдвигаются), а внизу реакцию Очумелова на замечания из толпы , в конце записывается вывод.
чья собака?
Голоса из толпы -реакция Очумелова-вывод :
-"генерала Жигалова!"-снимает пальто-бросает в жар;
- "вестимо, генеральская!" -одевает пальто-пробирает озноб;
-" генералова брата"-заливается улыбкой умиления-заискивает перед поваром.
Тест по литературе «Чехов А. П. «Хамелеон»» для 7 класса
1. Укажите жанр произведения Чехова «Хамелеон».
3) рассказ .
2. «Хамелеон» строится на резкой смене поведения героя. Каким термином обозначается построение художественного произведения, взаимосвязь и расположение его частей?-Композиция произведения.
3. Укажите фамилию полицейского надзирателя.-Очумелов.
4. Как называются в литературоведении такие фамилии, в которых открыто заявлена оценка персонажа или зафиксирована какая-то важная его черта?-Говорящие фамилии.
5. В приведённом произведении герои оживлённо беседуют. Как называется разговор персонажей, обменивающихся репликами?-Диалог.
6. Прочитайте имена и фамилии героев, упоминаемых в произведении, и установите соответствие с их социальным статусом.
1) Хрюкин - В. золотых дел мастер
2) Пичугин -купец.
3) Елдырин -Д. городовой.
4) Жигалов -А. генерал .
5) Прохор -Г. генеральский повар.
Очумелов-Б.Полицейский надзиратель
7. Как зовут брата генерала?
3) Владимир Иванович .
8. За какую часть тела укусила собака Хрюкина?
4) палец
9. В связи с чем меняется отношение Очумелова к Хрюкину?
3) Он узнал, чья собака укусила Хрюкина.
10. Что НЕ обличает Чехов в произведении «Хамелеон»?
1) безразличие к жизни .
11. Что такое хамелеонство?
4) поведение тех, кто меняет свои мнения, взгляды, симпатии в зависимости от обстановки или в угоду кому-либо
12. Кого в произведении А. Чехова можно назвать «хамелеоном»? Укажите варианты ответов.
1) Очумелова 2) Хрюкина 4) толпу зевак .
В середине XIX века из-за существовавшей строгой цензуры автор не мог до конца обнажить пороки общества, показать всю несостоятельность российского управленческого аппарата.
С сказок “для детей изрядного возраста” автор смог донести до своих современников резкую критику существующего общественного устройства.
Для написания сказок автор использует такие приемы, как гротеск, гипербола, антитеза.
Все сказки делятся на четыре группы.
Обличение деспотизма властей — в сказках “Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”, “Богатырь”. В сказке “Медведь на воеводстве” содержится беспощадная критика самодержавия. Злого воеводу сменяет ревнивый, а ревнивого сменяет добрый. Но жизнь лесных жителей лучше не становится. Зло заключается в природе власти.
Критике трусливой, умеренно-либеральной интеллигенции, посвящены такие сказки, как: “Премудрый пескарь”, “Самоотверженный заяц”, “Здравомыслящий заяц”, “Карась-идеалист”и другие.
В “Премудром пескаре” мы видим жизнь просвещенного обывателя, боящегося всего на свете. Он постоянно сидит взаперти, боясь лишний раз выйти на улицу, с кем-нибудь заговорить, познакомиться. Он ведет жизнь замкнутую, скучную. Только перед смертью задумывается пескарь о прожитой жизни: “Кому он Кого что он вообще сделал в жизни хорошего? Жил — дрожал и умирал — дрожал”. Только перед лицом смерти обыватель осознал, что никому он не нужен, никто его не знает и о нем не вспомнят. Страшна отчужденность пескаря, его замкнутость.
В следующей группе сказок изображается жизнь народных масс, простого трудового народа. Сказки “Коняга” и “Соседи”, “Путем-дорогою” и “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Кисель” и другие дают картину жизни пореформенной крестьянской России.
В “Повести: о мужике” мы видим безропотность мужика, его покорность, беспрекословное подчинение двум генералам. Он даже сам сажает себя на цепь, что лишний раз показывает его забитость. Вскрываются противоречия между потенциальной силой и гражданской пассивностью русского мужика. Мужик является первоосновой и источником жизни, в то время как генералы сами ничего не умеют делать, не имеют понятия о простейших вещах, зато умеют заставлять работать на себя простого мужика.
“Коняга” — это олицетворение народа, его трудолюбия, выносливости, забитости, его каторжного положения.
Мораль собственников-хищников показана в сказках “Пропала совесть'”, “Дурак”, “Христова ночь”, “Рождественские сказки”.
Героя сказки “Дурак” Иванушку все окружающие считают дураком, так как он не может признать за норму эгоизм.
Салтыков-Щедрин исповедует в “Христианской ночи” народную веру в торжество правды и добра. Важен суд за содеянное зло на земле, а не в загробном мире.
Не зря М. Горький говорил, что невозможно понять Россию второй половины XIX века без сатиры Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.