Главные герои «капитанская дочка» главный герой «капитанской дочки» — пётр андреевич гринёв. честный, порядочный, до конца верный своему долгу молодой человек. ему 17 лет он дворянин, только что поступивший на военную службу. одно из основных качеств гринева – искренность. он искренен с героями романа и с читателями. рассказывая и своей жизни, он не стремился приукрасить ее. накануне дуэли со швабриным, он взволнован и не скрывает этого: “признаюсь, я не имел того хладнокровия, которым хвалятся почти всегда те, которые находились в моем положении”. также прямо и просто говорит он и своем состоянии перед беседой с пугачевым в день захвата им белогорской крепости: “читатель легко может себе представить, что я не был совершенно хладнокровен”. гринев не скрывает и отрицательных поступков (случай в трактире, во время бурана, в разговоре с оренбургским генералом). грубые ошибки искупаются его раскаянием (случай с савельичем). гринев не был трусом. он без колебания принимает вызов на дуэль. он один из немногих выступает на защиту белогорской крепости, когда, не смотря на команду коменданта, “оробелый гарнизон не двигается с места”. он возвращается за отставшим савельичем. эти поступки также характеризуют гринева, как человека, способного любить. гринев не злопамятен, он искренне мирится со швабриным. ему не свойственно злорадство. уезжая из белогорской крепости, с освобожденной по приказу пугачева машей, он видит швабрина и отворачивается, не желая “торжествовать над униженным врагом”. отличительная черта гринева – привычка платить добром за добро умением быть . отдает пугачеву свой тулуп, за спасение маши. пугачев емельян иванович – вождь антидворянского восстания, называющий себя “великим государем” петром iii. пугачев один из главных героев повести пушкина «капитанская дочка», захватчик крепости, в которой находятся главные герои повести. этот образ в романе многогранен: пугачев и злобен, и великодушен, и хвастлив, и мудр, и отвратителен, и всевластен, и зависим от мнений окружения. образ пугачева дан в романе глазами гринева – незаинтересованного лица. по мысли автора, это должно обеспечить объективность подачи героя. при первой встрече гринева с пугачевым внешность бунтаря ничем не примечательна: это 40-летний мужик среднего роста, худощавый, широкоплечий, с проседью в черной бороде, с бегающими глазами, приятным, но плутоватым выражением лица. вторая встреча с пугачевым, в осажденной крепости, дает иной образ. самозванец восседает в креслах, затем гарцует на лошадях в окружении казаков. здесь он жестоко и беспощадно расправляется с защитниками крепости, не присягнувшими ему на верность. создается ощущение, что пугачев играет, изображая “настоящего государя”. он, с царской руки, “казнит так казнит, милует так милует”. и только во время третьей встречи с гриневым пугачева раскрывается полностью. на казачьем пиру исчезает свирепость вождя. пугачев поет свою любимую песню (“не шуми, мати зеленая дубровушка”) и рассказывает сказку об орле и вороне, которые отражают философию самозванца. пугачев понимает, какую опасную игру он затеял, и какова цена в случае проигрыша. он не доверяет никому, даже своим ближайшим сподвижникам. но все-таки надеется на лучшее: “а разве нет удачи удалому? ” но надежды пугачева не оправдываются. его арестовывают и казнят: “и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу”. пугачев неотделим от народной стихии, он ведет ее за собою, но в то же время зависит от нее. неслучайно первый раз в повести он появляется во время снежного бурана, среди которого он легко находит дорогу. но, в то же время, он уже не может свернуть с этого пути. усмирение бунта равнозначно смерти пугачева, что и происходит в финале романа. швабрин алексей иванович – двор
В1816 г. пришлось автору путешествовать, и он оказался на одной из почтовых станций. просторная комната была украшена картинками, изображавшими блудного сына, на окнах стояли цветы, за пестрой занавеской — кровать, кругом чистота и порядок. сам хозяин, человек лет пятидесяти, свежий и бодрый, в сюртуке, с тремя медалями; его дочь-красавица умела поддержать разговор с проезжающими. автор рассказывает, что на прощание она позволила себя поцеловать. прошло несколько лет, и он снова оказался на той же станции, ему даже взгрустнулось о прошедших временах, живы ли самсон вырин и его дочь дуня? войдя в комнату, он видит того же смотрителя, “но как он ” автор “не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика”. на вопрос проезжающего о дуне старик промолчал, вероятно, она была уже замужем. однако любопытство взяло верх, и путешественник решил угостить старика пуншем, чтобы узнать все подробности. “на гором стакане сделался он (старик. —авт.) ” он поведал [(следующую три года назад, зимним вечером, приехал на станцию гусар, он поднял было на смотрителя нагайку из-за отсутствия лошадей, но, увидев дуню, успокоился и заказал себе ужин. подали лошадей, (однако молодой человек занемог, остался на ночь, а на следующий день ему вызвали врача. приехавший доктор объявил, что ротмистру минскому необходим покой и через несколько дней он продолжит путешествие. через три дня гусар уехал, а с ним и дуня, которую вырин сам посадил в тройку минского доехать до церкви. “бедный смотритель не понимал, каким образом мог он сам позволить своей дуне ехать вместе с гусаром, как нашло на него ослепление и что тогда было с его разумом”. бедный отец в поисках дочери добрался до с.-петербурга, тут он узнал адрес минского и пошел к нему. увидя смотрителя, ротмистр смутился, дал вырину денег и выпроводил его за дверь, пообещав сделать дуню счастливой; она уже успела отвыкнуть от прежней жизни. позже смотритель узнал адрес дочери и поднялся к ней. дуня при виде отца упала в обморок, а минский вытолкал вырина в шею. расставшись со смотрителем, путешественник долго не может забыть его рассказ о дочери. проезжая в третий раз через эти места, рассказчик узнает, что старый смотритель спился и умер. наего могилу рассказчика отводит местный мальчишка, сообщивший, что летом сюда приезжала “прекрасная барыня” с тремя барчатами, на кладбище она пошла без провожатого, долго лежала и плакала возле могилы смотрителя, а уезжая, щедро раздавала деньги.