Первая мысль спора, возникшая случайно, была важной и для Базарова, и для Павла Петровича. Это был спор об аристократии и её принципах. Павел Петрович именно в аристократах видит основную общественную силу. Значение аристократии, по его мнению, в том, что когда-то она в Англии дала свободу, что в аристократах сильно развито чувство собственного достоинства, самоуважения. Аристократизм – бесполезное слово. В безделье и пустой болтовне Базаров видит основной политический принцип всего дворянского общества, живущего за чужой счет. Вторая линия спора о принципах нигилистов. Нигилисты действуют обдуманно, исходя из принципа полезности деятельности для общества. Они отрицают общественный строй, то есть самодержавие, религию, таков смысл слова «ВСЕ» . Базаров замечает, сто свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдёт впрок; в этой фразе содержится намек на готовившиеся реформы. Базаров не принимает реформу как средство изменения общественного положения. Отрицание воспринимается новыми людьми как деятельность, а не болтовня. Эти высказывания Базарова можно назвать революционными. Тургенев сам понимал нигилизм Базарова как революционность. Позднее в этом споре Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков. Ему страшно представить разрушение «всего» в обществе. Он согласен пойти лишь на мелкие изменения при сочетании основ существующего строя, на при к новым условиям, как это делает брат. Они не реакционеры, они либералы по сравнению с Базаровым. Третья линия спора о русском народе. По мнению Павла Петровича, русский народ – патриархальный, свято ценит предания, не может жить без религии. Эти славянофильские взгляды ( при образе жизни на английский лад) говорят о реакционности. Он умиляется отсталостью народа и в этом видит залог общества. Положение народа вызывает в Базарове не умиление, а гнев. Он видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Базаров оказывается дальновидным и осуждает то, что потом станет символом веры народничества. Не случайно он говорит, что русскому народу не нужны бесполезные слова типа «либерализм» , «прогресс» . У Базарова трезвое отношение к народу. Он видит необразованность и суеверие народа (зачитать отрывок о суеверии) . Эти недостатки он презирает. Однако Базаров видит не только забитость, но и недовольство народа. Четвертое направление в споре – расхождение во взглядах на искусство и природу.
1)Прич/возвыш: Экономический : Город распологался на реке, что давало возможность существенно расширить экономику.Река стала очень удобным путем переправы торговых грузов из Рязани в Новгород, которые проходили через Москву.. Внутриполитическое: великим князьям Московским удалось объединить вокруг своего трона русские земли и, в конечном счете, создать единое Русское государство. Межполитическое: Выгодные экономические и военно-стратегические положения Московского княжества, поддержка устремленных московских князей со стороны Церкви, а также о том, что предпринимаемая самими князьями политика была на редкость выверенной и точной, превосходя аналогичные действия их соперников.
2) Хронология присоед.земель: Костромское княжество, первое из присоединённых в послебатыевское время, в 1277 году было включено в состав именно Великого княжества Владимирского. Переславль-Залесский, занятый после смерти местного князя Даниилом Александровичем Московским (1276-1303) в 1302 году, через некоторое время отошел в пользу нового великого князя Владимирского Михаила Ярославича. Иван Калита (1325-1340): Углич, а также северные земли Белоозера и Галича Мерьского. В состав Московского княжества, стала Коломна, обладание которой явилось итогом борьбы внутри Рязанского княжества, в которую вмешались московские князья. В исторической литературе назывались разные даты этого события. По всей видимости, следует считать, что Коломна оказалась в составе Москвы между 1300-1306 годами. В те же годы происходит окончательное подчинение княжества Ростовского. К началу правления Ивана III значительная часть ростовских земель, включая «половину» Ростова, уже была во власти великих князей Московских. Среди попавших в зависимость от Москвы в 1460-е годы оказались и Ярославские земли. Из родословцев известно, что бездетный князь Александр Фёдорович продал Ярославль Ивану III. присоединения к Москве великого княжества Рязанского. Ещё в 1456 году Василием Ивановичем. Положение Пскова в системе великого княжества Московского окончательно сложилось к концу 1460-х годов: в апреле 1467 года Василием III Самым значительным успехом в деле создания единого Русского государства стало присоединение к Москве Новгородской земли. Наступательная новгородская политика была свойственна уже для первых лет правления Ивана III. Крупный московский успех был упрочен в 1392 году с присоединением к московской «отчине» Нижнего Новгорода. К середине 1480-х годов настала очередь и великого княжества Тверского. После падения независимости Новгорода Тверская земля оказалась практически со всех сторон окружённой территориями, принадлежащими Москве Иваном III В конце XIV – начале XVI веков у Литвы были отвоеваны Черниговские и Брянские земли, Смоленск Иваном III и Василием III. Объединение Москвой русских земель вело к постепенному слиянию многочисленных местных культурных традиций в единую общерусскую. Процесс сближения художественных традиций нашёл свое отражение в литературе, архитектуре, иконописи, монументальной живописи и др. В языке нивелировалось различие диалектов. Важнейшим проявлением формирующегося единства стало складывание общего русского этнического самосознания. Именно на территориях, собранных великими князьями Московскими, утверждался великорусский этнос.
Вторая линия спора о принципах нигилистов. Нигилисты действуют обдуманно, исходя из принципа полезности деятельности для общества. Они отрицают общественный строй, то есть самодержавие, религию, таков смысл слова «ВСЕ» . Базаров замечает, сто свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдёт впрок; в этой фразе содержится намек на готовившиеся реформы. Базаров не принимает реформу как средство изменения общественного положения. Отрицание воспринимается новыми людьми как деятельность, а не болтовня. Эти высказывания Базарова можно назвать революционными. Тургенев сам понимал нигилизм Базарова как революционность. Позднее в этом споре Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков. Ему страшно представить разрушение «всего» в обществе. Он согласен пойти лишь на мелкие изменения при сочетании основ существующего строя, на при к новым условиям, как это делает брат. Они не реакционеры, они либералы по сравнению с Базаровым. Третья линия спора о русском народе.
По мнению Павла Петровича, русский народ – патриархальный, свято ценит предания, не может жить без религии. Эти славянофильские взгляды ( при образе жизни на английский лад) говорят о реакционности. Он умиляется отсталостью народа и в этом видит залог общества. Положение народа вызывает в Базарове не умиление, а гнев. Он видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Базаров оказывается дальновидным и осуждает то, что потом станет символом веры народничества. Не случайно он говорит, что русскому народу не нужны бесполезные слова типа «либерализм» , «прогресс» . У Базарова трезвое отношение к народу. Он видит необразованность и суеверие народа (зачитать отрывок о суеверии) . Эти недостатки он презирает. Однако Базаров видит не только забитость, но и недовольство народа. Четвертое направление в споре – расхождение во взглядах на искусство и природу.
1)Прич/возвыш: Экономический : Город распологался на реке, что давало возможность существенно расширить экономику.Река стала очень удобным путем переправы торговых грузов из Рязани в Новгород, которые проходили через Москву.. Внутриполитическое: великим князьям Московским удалось объединить вокруг своего трона русские земли и, в конечном счете, создать единое Русское государство. Межполитическое: Выгодные экономические и военно-стратегические положения Московского княжества, поддержка устремленных московских князей со стороны Церкви, а также о том, что предпринимаемая самими князьями политика была на редкость выверенной и точной, превосходя аналогичные действия их соперников.
2) Хронология присоед.земель: Костромское княжество, первое из присоединённых в послебатыевское время, в 1277 году было включено в состав именно Великого княжества Владимирского. Переславль-Залесский, занятый после смерти местного князя Даниилом Александровичем Московским (1276-1303) в 1302 году, через некоторое время отошел в пользу нового великого князя Владимирского Михаила Ярославича. Иван Калита (1325-1340): Углич, а также северные земли Белоозера и Галича Мерьского. В состав Московского княжества, стала Коломна, обладание которой явилось итогом борьбы внутри Рязанского княжества, в которую вмешались московские князья. В исторической литературе назывались разные даты этого события. По всей видимости, следует считать, что Коломна оказалась в составе Москвы между 1300-1306 годами. В те же годы происходит окончательное подчинение княжества Ростовского. К началу правления Ивана III значительная часть ростовских земель, включая «половину» Ростова, уже была во власти великих князей Московских. Среди попавших в зависимость от Москвы в 1460-е годы оказались и Ярославские земли. Из родословцев известно, что бездетный князь Александр Фёдорович продал Ярославль Ивану III. присоединения к Москве великого княжества Рязанского. Ещё в 1456 году Василием Ивановичем. Положение Пскова в системе великого княжества Московского окончательно сложилось к концу 1460-х годов: в апреле 1467 года Василием III Самым значительным успехом в деле создания единого Русского государства стало присоединение к Москве Новгородской земли. Наступательная новгородская политика была свойственна уже для первых лет правления Ивана III. Крупный московский успех был упрочен в 1392 году с присоединением к московской «отчине» Нижнего Новгорода. К середине 1480-х годов настала очередь и великого княжества Тверского. После падения независимости Новгорода Тверская земля оказалась практически со всех сторон окружённой территориями, принадлежащими Москве Иваном III В конце XIV – начале XVI веков у Литвы были отвоеваны Черниговские и Брянские земли, Смоленск Иваном III и Василием III. Объединение Москвой русских земель вело к постепенному слиянию многочисленных местных культурных традиций в единую общерусскую. Процесс сближения художественных традиций нашёл свое отражение в литературе, архитектуре, иконописи, монументальной живописи и др. В языке нивелировалось различие диалектов. Важнейшим проявлением формирующегося единства стало складывание общего русского этнического самосознания. Именно на территориях, собранных великими князьями Московскими, утверждался великорусский этнос.