"Да, мочи нет. Мильон терзаний / Груди от дружеских тисков/ Ногам от шарканья, ушам от восклицаний,/А пуще голове от всяких пустяков." - жалуется Чацкий Фамусову на балу. Он еще не знает, что его считают сумасшедшим - с легкой руки Софьи, девушки, в которую он страстно влюблен.
Когда в 14 явлении четвертого действия Чацкий узнает об этом ее поступке, он произносит свой последний монолог - тот самый, который заканчивается знаменитой фразой "Карету мне, карету!". Чацкий уезжает из Москвы, окончательно порывая и с фамусовским обществом, и с воспоминаниями о жизни в доме Фамусова. Этот удар, возможно, самый сильный из всех, что герой переносит в Москве, хотя и не единственный.
Однако зрителю или читателю пьесы задолго до рокового бала в доме Фамусова становится понятно, что Чацкому и Фамусову не найти общего языка практически ни в чем. Их мировоззрения настолько различны, что Чацкий не смог бы стать "своим" в фамусовском обществе, даже если бы захотел. А он не хочет.
Чацкий – представитель "века нынешнего", человек прогрессивных взглядов, образованный и свободный. Ему невыносимо находиться в обществе, где раболепство и чинопочитание - норма жизни. Чацкий надеялся, Софья – не такая, как все остальные из ее окружения, однако и в ней тоже он жестоко ошибся.
Мильон терзаний Чацкого
"Да, мочи нет. Мильон терзаний / Груди от дружеских тисков/ Ногам от шарканья, ушам от восклицаний,/А пуще голове от всяких пустяков." - жалуется Чацкий Фамусову на балу. Он еще не знает, что его считают сумасшедшим - с легкой руки Софьи, девушки, в которую он страстно влюблен.
Когда в 14 явлении четвертого действия Чацкий узнает об этом ее поступке, он произносит свой последний монолог - тот самый, который заканчивается знаменитой фразой "Карету мне, карету!". Чацкий уезжает из Москвы, окончательно порывая и с фамусовским обществом, и с воспоминаниями о жизни в доме Фамусова. Этот удар, возможно, самый сильный из всех, что герой переносит в Москве, хотя и не единственный.
Однако зрителю или читателю пьесы задолго до рокового бала в доме Фамусова становится понятно, что Чацкому и Фамусову не найти общего языка практически ни в чем. Их мировоззрения настолько различны, что Чацкий не смог бы стать "своим" в фамусовском обществе, даже если бы захотел. А он не хочет.
Чацкий – представитель "века нынешнего", человек прогрессивных взглядов, образованный и свободный. Ему невыносимо находиться в обществе, где раболепство и чинопочитание - норма жизни. Чацкий надеялся, Софья – не такая, как все остальные из ее окружения, однако и в ней тоже он жестоко ошибся.