Владимир Набоков больше известен широкому кругу любителей хорошей литературы как писатель, но лишь немногие знают, что он среди энтомологов своими исследованиями о бабочках. Он хорошо знал их, всю жизнь охотился на бабочек, изучал их строение и образ жизни, коллекционировал редкие экземпляры. Он даже изобрел очень сложный метод исследования рисунка крыльев бабочки. Эти прекрасные и удивительные существа были так же интересны Набокову, как и писательство.
Не поэтому ли и в его произведениях бабочки появляются достаточно часто, им отведена своеобразная роль символов. Кроме рассказа «Рождество» образ бабочек представлен в романе «Приглашение на казнь», «Другие берега», «Разноцветная бабочка», «Удар крыла», «Дар». В текстах писателя вы найдете более 570 упоминаний о бабочках.
Вот одно из поэтических описаний бабочки, сделанное Набоковым, в котором проявились оба его таланта: поэтический и исследовательский:
Бархатно-черная, с теплым отливом сливы созревшей,
вот распахнулась она; сквозь этот бархат живой
сладостно светится ряд васильково-лазоревых зерен
вдоль круговой бахромы, желтой, как зыбкая рожь.
Села на ствол, и дышат зубчатые нежные крылья,
то припадая к коре, то обращаясь к лучам...
О, как ликуют они, как мерцают божественно!
Скажешь: голубоокая ночь в раме двух палевых зорь.
Здравствуй, о, здравствуй, греза березовой северной рощи!
Трепет, и смех, и любовь юности вечной моей.
Да, я узнаю тебя в Серафиме при дивном свиданье,
крылья узнаю твои, этот священный узор.
Но вернемся к рассказу «Рождество» и посмотрим, в какой момент появляется из замерзшего кокона прекрасная и редкая бабочка. Это случается в минуту наибольшего, наисильнейшего выражения той бури переживаний, которая охватила Слепцова. Он понял, что не сможет больше жить, что умрет, умрет прямо в ночь на Рождество. И эта антитеза тотчас же находит свое дальнейшее развитие: бабочка из кокона появляется внезапно, в момент полного изнеможения страдающего человека. Она разворачивает свои темные бархатные крылья, и тогда наступает катарсис – Слепцов испытывает облегчение.
Из всего вышесказанного сделаем вывод: бабочка - символ души, воплощение душ умерших, символ дыхания, бессмертия, возрождения и воскресения.
Ирика Лермонтова носит новаторский характер. Она отличается интимностью, глубиной поставленных вопросов, психологизмом. Творчество этого поэта, с одной стороны, ставит вечные проблемы, волнующие человека во все времена. С другой стороны, она очень актуальна, потому что затрагивала животрепещущие темы 30-ых годов19 века. Через все творчество Лермонтова проходит одна сквозная тема – раздумье о судьбах его поколения. Ей посвящено много стихотворений поэта. Одними из самых ярких являются «Дума» и «Бородино». Несмотря на то, что эти произведения рисуют разные эпохи (Отечественная война 1812 года и молодое поколение 30-ых годов), они посвящены одной теме – упреку современной Лермонтову молодежи. «Бородино» воспевает героизм русских воинов в войне против Наполеона: Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! Рассказчик, пожилой солдат войну 1812 года, осуждает молодое поколение: «Богатыри - не вы!» Он описывает подвиги стариков, упрекая тем самым людей, пришедших им на смену. Новое поколение, по мнению рассказчика и самого поэта, навряд ли смогло бы отстоять Родину в борьбе с Наполеоном. Лермонтов показывает, что все воины: и солдаты, и офицеры - слились в едином порыве. Они не могли допустить даже мысли о победе врага, о том, что они «отдадут Москву»: И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!" И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой. Сами солдаты торопили и подгоняли своих командиров – им не терпелось вступить в бой, отстоять свою Родину. То, что им это не удалось, - не их вина, утверждает рассказчик. На то была «божья воля», то есть желание небес, изменить которое людям не под силу. А все, что было в руках самих солдат, они выполнили с честью. «Дума» обращена к современности поэта. В образе героя Лермонтова перед нами возникает человек, который был типичен для того времени. Он сформировался в ту эпоху, когда нравственные ценности стали терять свою значимость. Горечь и боль за поколение, которому суждено жить в безрадостной действительности, отнимающей у человека возможность действия, борьбы, звучит в «Думе». У поколения поэта отнята возможность деятельного участия в жизни, оно обречено быть всего лишь наблюдателем. У него нет ясных идеалов. Поэт говорит о противоречии между внутренними силами, жаждой жизни и невозможностью все это осуществить. Это противоречие накладывает неумолимый отпечаток на сам облик поколения, иссушает его душу, подрывает энергию и цельность чувств: И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. Лермонтов делает горький вывод о том, что его поколение ничего не оставит в истории. Про современников поэта забудут, не будут вспоминать ни добрым словом, ни плохим. А что может быть хуже равнодушия и безразличия? И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом, Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом. Таким образом, «Бородино» и «Дума» М.Ю. Лермонтова посвящены одной теме. В них поэт обращается к современному ему поколению. Он осуждает и печалится о судьбе своих ровесников, которые умрут в забвении. Они не оставят после себя ничего хорошего, полезного, доброго, как, впрочем, и ничего дурного. Об этом поколении просто забудут, как о пустом месте, вычеркнут его из истории. Показывая же славные времена войны 1812 года, Лермонтов выражает свой идеал, ставит в пример молодежи то поколение стариков. Можно сказать, что, отрицая и осуждая, Лермонтов создает свой образец, рисует то, каким бы он хотел видеть поколение 30-ых годов 19 века. Поэтому, на мой взгляд, можно говорить о гражданственной направленности стихотворений «Дума» и «Бородино».
МИНИ ЭССЕ
Объяснение:
Владимир Набоков больше известен широкому кругу любителей хорошей литературы как писатель, но лишь немногие знают, что он среди энтомологов своими исследованиями о бабочках. Он хорошо знал их, всю жизнь охотился на бабочек, изучал их строение и образ жизни, коллекционировал редкие экземпляры. Он даже изобрел очень сложный метод исследования рисунка крыльев бабочки. Эти прекрасные и удивительные существа были так же интересны Набокову, как и писательство.
Не поэтому ли и в его произведениях бабочки появляются достаточно часто, им отведена своеобразная роль символов. Кроме рассказа «Рождество» образ бабочек представлен в романе «Приглашение на казнь», «Другие берега», «Разноцветная бабочка», «Удар крыла», «Дар». В текстах писателя вы найдете более 570 упоминаний о бабочках.
Вот одно из поэтических описаний бабочки, сделанное Набоковым, в котором проявились оба его таланта: поэтический и исследовательский:
Бархатно-черная, с теплым отливом сливы созревшей,
вот распахнулась она; сквозь этот бархат живой
сладостно светится ряд васильково-лазоревых зерен
вдоль круговой бахромы, желтой, как зыбкая рожь.
Села на ствол, и дышат зубчатые нежные крылья,
то припадая к коре, то обращаясь к лучам...
О, как ликуют они, как мерцают божественно!
Скажешь: голубоокая ночь в раме двух палевых зорь.
Здравствуй, о, здравствуй, греза березовой северной рощи!
Трепет, и смех, и любовь юности вечной моей.
Да, я узнаю тебя в Серафиме при дивном свиданье,
крылья узнаю твои, этот священный узор.
Но вернемся к рассказу «Рождество» и посмотрим, в какой момент появляется из замерзшего кокона прекрасная и редкая бабочка. Это случается в минуту наибольшего, наисильнейшего выражения той бури переживаний, которая охватила Слепцова. Он понял, что не сможет больше жить, что умрет, умрет прямо в ночь на Рождество. И эта антитеза тотчас же находит свое дальнейшее развитие: бабочка из кокона появляется внезапно, в момент полного изнеможения страдающего человека. Она разворачивает свои темные бархатные крылья, и тогда наступает катарсис – Слепцов испытывает облегчение.
Из всего вышесказанного сделаем вывод: бабочка - символ души, воплощение душ умерших, символ дыхания, бессмертия, возрождения и воскресения.
Через все творчество Лермонтова проходит одна сквозная тема – раздумье о судьбах его поколения. Ей посвящено много стихотворений поэта. Одними из самых ярких являются «Дума» и «Бородино».
Несмотря на то, что эти произведения рисуют разные эпохи (Отечественная война 1812 года и молодое поколение 30-ых годов), они посвящены одной теме – упреку современной Лермонтову молодежи.
«Бородино» воспевает героизм русских воинов в войне против Наполеона:
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Рассказчик, пожилой солдат войну 1812 года, осуждает молодое поколение: «Богатыри - не вы!» Он описывает подвиги стариков, упрекая тем самым людей, пришедших им на смену. Новое поколение, по мнению рассказчика и самого поэта, навряд ли смогло бы отстоять Родину в борьбе с Наполеоном.
Лермонтов показывает, что все воины: и солдаты, и офицеры - слились в едином порыве. Они не могли допустить даже мысли о победе врага, о том, что они «отдадут Москву»:
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Сами солдаты торопили и подгоняли своих командиров – им не терпелось вступить в бой, отстоять свою Родину. То, что им это не удалось, - не их вина, утверждает рассказчик. На то была «божья воля», то есть желание небес, изменить которое людям не под силу. А все, что было в руках самих солдат, они выполнили с честью.
«Дума» обращена к современности поэта. В образе героя Лермонтова перед нами возникает человек, который был типичен для того времени. Он сформировался в ту эпоху, когда нравственные ценности стали терять свою значимость.
Горечь и боль за поколение, которому суждено жить в безрадостной действительности, отнимающей у человека возможность действия, борьбы, звучит в «Думе». У поколения поэта отнята возможность деятельного участия в жизни, оно обречено быть всего лишь наблюдателем. У него нет ясных идеалов. Поэт говорит о противоречии между внутренними силами, жаждой жизни и невозможностью все это осуществить. Это противоречие накладывает неумолимый отпечаток на сам облик поколения, иссушает его душу, подрывает энергию и цельность чувств:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Лермонтов делает горький вывод о том, что его поколение ничего не оставит в истории. Про современников поэта забудут, не будут вспоминать ни добрым словом, ни плохим. А что может быть хуже равнодушия и безразличия?
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Таким образом, «Бородино» и «Дума» М.Ю. Лермонтова посвящены одной теме. В них поэт обращается к современному ему поколению. Он осуждает и печалится о судьбе своих ровесников, которые умрут в забвении. Они не оставят после себя ничего хорошего, полезного, доброго, как, впрочем, и ничего дурного. Об этом поколении просто забудут, как о пустом месте, вычеркнут его из истории. Показывая же славные времена войны 1812 года, Лермонтов выражает свой идеал, ставит в пример молодежи то поколение стариков.
Можно сказать, что, отрицая и осуждая, Лермонтов создает свой образец, рисует то, каким бы он хотел видеть поколение 30-ых годов 19 века. Поэтому, на мой взгляд, можно говорить о гражданственной направленности стихотворений «Дума» и «Бородино».