— Каким вы представляете себе господина Н. Н. в молодости? Опишите его.
— Что вы можете сказать о взрослом герое-рассказчике? Через сколько лет герой повествует о своей первой любви неизвестному собеседнику?
— Как он примерно должен выглядеть? Сколько ему лет?
— О чем повествует герой-рассказчик в экспозиции сюжета повести? Для чего он говорит о своих бесцельных скитаниях по Европе, о своем хорошем здоровье и материальном благополучии, о своем неприятии людей и желании затеряться в их толпе?
— Сделал ли господин Н. Н. какие-либо выводы спустя столько лет?
— Чем в основном занимался молодой путешественник?
— Как это его характеризует?
— Как главный герой повести относится к своим соотечественникам за границей? Что его отталкивает от окружающих, особенно от русских? Зачитайте этот фрагмент текста.
— Что мы можем сказать о чертах характера героя-рассказчика на основании зачитанного фрагмента?
— Расскажите о первой встрече героев произведения. Что незнакомым людям найти общий язык?
— Каким видит Гагина герой-рассказчик? Создайте словесный портрет Гагина.
— Что отметил господин Н. Н. в портрете Аси при первой встрече? На что обратил внимание?
— Создайте словесный портрет Аси.
— Какую роль выполняет пейзаж во время первой встречи главных героев произведения?
— Какие атрибуты романтического пейзажа настраивают нас на развитие именно любовного сюжета?
(Золотой закат. «Старинная стена из булыжника окружала его (город. — Н. К.) со всех сторон, даже бойницы не все еще обрушились». Одинокий домишко за городом, среди виноградника.
«Лунная дорога» — крик Аси: «Вы в лунный столб въехали, Вы его разбили!» Лунный пейзаж на спокойной реке и звуки старинного вальса: «Гагин был прав: я почувствовал, что все струны сердца моего...».)
— Можем ли мы найти в данном описании черты сентиментализма?
— Расскажите, как дальше развивались события? Что происходило в жизни двух героев?
— Подумайте и ответьте, в чем внутренне схожи Гагин и господин Н. Н.
— Опишите Асю во время второй встречи героев. Какими эпитетами награждает рассказчик девушку? С кем или с чем сравнивает? Почему? Обоснуйте свой ответ, опираясь на текст.
— Чем героиня повести явно выделяется на фоне своих спутников во время прогулки к «развалине»?
— Как проявляется у героя-рассказчика тоска по Родине? Случайна ли она?
— Что мы узнаем о главной героине повести И. С. Тургенева из VI—VIII глав?
— Какие характеристики дает Асе господин Н. Н.?
— Найдите в тексте главы VIII в рассказе Гагина несобственно-прямую речь. Как вы думаете, почему именно здесь речь рассказчика плавно перетекает в авторскую? С чем это связано?
— О каких особенностях героини поведал Гагин рассказчику? Можем ли мы предполагать, исходя из этого, какова будет развязка сюжета? Почему? Обоснуйте свой ответ.
— Какой контраст сразу же бросается в глаза в отношениях между героями?
— Попытайтесь объяснить, как и при чего автор произведения показывает внутренний мир героев. Приведите примеры из текста.
— Какие признаки реалистического произведения сразу же бросаются в глаза при первом его прочтении?
— Объясните, почему повесть названа именем героини, а не именем героя-рассказчика. Почему у него вообще нет имени?
— Когда происходит кульминация действия в повести «Ася»? Обоснуйте свой ответ.
1.Центральный отрицательный персонаж, представительница крепостного дворянства. Изображена необразованной, невежественной и злобной бабой, которой принадлежит вся власть в семье: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится». Она убеждена в том, что образование излишне и даже вредно: «Без науки люди живут и жили». Двуличная особа: с крепостными, учителями, мужем, братом общается свысока, грубо, даже агрессивно, а к людям, от которых зависит её положение, пытается подольститься. Подтверждением этой же мысли является изменение отношения к Софье. «Презлойфурией, которой адский нрав делает несчастье целого дома» называет её Правдин. Единственный человек, внушающий ей добрые чувства — сын Митрофанушка, «друг сердешный», «душенька». Поэтому в финале её даже жаль, ведь и он отворачивается от неё. 2. За свою деспотичность, жестокость, своенравие, слепое обожание сына, за жадность и безнравственность Простакова жестоко наказана. Она не только лишается бесконтрольной помещичьей власти, но и сына: «Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка! » Но слышит грубый ответ своего идола: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» . В этот трагичный момент в озверелой тиранке, вырастившей бездушного негодяя, проглядывают истинно человеческие черты несчастной матери. 3. В «Недоросле» тема просвещения, образования и воспитания затрагивает практически каждого героя пьесы. В связи с тем, что произведение относится к классицизму, персонажи самим автором четко делятся на положительных и отрицательных – «воспитанных» и «невоспитанных». К первому «лагерю» относятся Стародум, Правдин, Софья и Милон. Ко второму – супруги Простаковы, Митрофан и Скотинин. Первый лагерь обречён на наказание за свою необразованность и не мыслить. Еще в начале пьесы становится понятно их отношение к образованию и воспитанию – по словам Простаковой, когда нужно прочитать письмо от Стародума: «Вот до чего дожили. К деушкам письма пишут! Деушки грамоте умеют!» и «Нет, сударыня, я, благодаря бога, не так воспитана», и Скотинина: «Я? Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки». Простаков же выступает человеком нейтральным, он боится свой жены, поэтому во всем ей потакает. Не удивительно, что в такой невежественной семье и Митрофан вырос глупым, безвольным «маменькиным сынком», которому женится интересней, чем выучиться.
«Невоспитанность»и «необразованность» персонажей отражается не только в их незнании каких-либо известных вещей (например, у Митрофана дверь прилагательное, «потому что она приложена к своему месту»), а ином, устаревшем взгляде на мир. Простакова не видит ничего плохого в том, что бьет своих слуг или решает задачи сына, воспринимая их буквально, а потому мешает Митрофану учиться сразу же отговаривая от науки. При этом корни такого «злонравия» лежат не сколько в плохом характере женщины, (чего нельзя сказать о Скотинине, который гордится своими пороками и глупостью) сколько в дурном воспитании, которое она сама получила.
Противоположный лагерь «воспитанных» персонажей сразу вызывает у читателя симпатию. Правдин со своей справедливостью, Софья с кротостью и почитанием воли дяди (сравним с Митрофаном, который в конце пьесы говорит матери, что она «навязалась»), честный и благородный Милон, мудрый Стародум. Все они люди образованные, добродетельные, просвещенные и идейные люди, которые борются за лучшую жизнь и лучшее общество.
1)2) не поместилось в ответ)
3)
Писатели смеются над глупостью своих персонажей, осуждают неразумие, невежество - это их общая, можно сказать, рационалистическая установка. "Век живи, век учись, друг мой сердечный!" - умоляет госпожа Простакова своего недоросля. "Синэ доктрина вита эст квази мортис имаго (лат. "без науки жизнь - подобие смерти")",-вторит ей учитель философии, беседуя с Журдэном. Но каждый из сатириков по-своему поворачивает тему безрассудства. Журдэн хочет учиться, и это замечательно. Его беда в том, что он чудовищно самоуверен, он фантастически переоценивает свои и после одного - двух уроков мнит себя вправе быть самому учителем! А разве нет у нас людей, занимающих высокие посты и уверенных в своем интеллектуальном превосходстве над нижестоящими? Такие люди могут быть деятельными, энергичными, как Журдэн, но их псевдообразованность приносит стране огромный вред!
Другое дело - Митрофан Простаков. Его имя стало синонимом беспросветной тупости. А в переводе с греческого оно значит буквально "явленный матери", то есть по смыслу как бы "подарок для матери". Какая горькая ирония! Скверной матери - достойный ее подарок. Впрочем, проблески сообразительности у Митрофанушки есть, щкольники легко их обнаружат. Беда в том, что он ленив, нелюбопытен и испорчен эгоистической материнской любовью.
4) Стародум, Правдин, Софья и Милон
дочь мещанина Журдена Люсиль, её жених Клеонт, мать Люсиль госпожа Журден.
— Каким вы представляете себе господина Н. Н. в молодости? Опишите его.
— Что вы можете сказать о взрослом герое-рассказчике? Через сколько лет герой повествует о своей первой любви неизвестному собеседнику?
— Как он примерно должен выглядеть? Сколько ему лет?
— О чем повествует герой-рассказчик в экспозиции сюжета повести? Для чего он говорит о своих бесцельных скитаниях по Европе, о своем хорошем здоровье и материальном благополучии, о своем неприятии людей и желании затеряться в их толпе?
— Сделал ли господин Н. Н. какие-либо выводы спустя столько лет?
— Чем в основном занимался молодой путешественник?
— Как это его характеризует?
— Как главный герой повести относится к своим соотечественникам за границей? Что его отталкивает от окружающих, особенно от русских? Зачитайте этот фрагмент текста.
— Что мы можем сказать о чертах характера героя-рассказчика на основании зачитанного фрагмента?
— Расскажите о первой встрече героев произведения. Что незнакомым людям найти общий язык?
— Каким видит Гагина герой-рассказчик? Создайте словесный портрет Гагина.
— Что отметил господин Н. Н. в портрете Аси при первой встрече? На что обратил внимание?
— Создайте словесный портрет Аси.
— Какую роль выполняет пейзаж во время первой встречи главных героев произведения?
— Какие атрибуты романтического пейзажа настраивают нас на развитие именно любовного сюжета?
(Золотой закат. «Старинная стена из булыжника окружала его (город. — Н. К.) со всех сторон, даже бойницы не все еще обрушились». Одинокий домишко за городом, среди виноградника.
«Лунная дорога» — крик Аси: «Вы в лунный столб въехали, Вы его разбили!» Лунный пейзаж на спокойной реке и звуки старинного вальса: «Гагин был прав: я почувствовал, что все струны сердца моего...».)
— Можем ли мы найти в данном описании черты сентиментализма?
— Расскажите, как дальше развивались события? Что происходило в жизни двух героев?
— Подумайте и ответьте, в чем внутренне схожи Гагин и господин Н. Н.
— Опишите Асю во время второй встречи героев. Какими эпитетами награждает рассказчик девушку? С кем или с чем сравнивает? Почему? Обоснуйте свой ответ, опираясь на текст.
— Чем героиня повести явно выделяется на фоне своих спутников во время прогулки к «развалине»?
— Как проявляется у героя-рассказчика тоска по Родине? Случайна ли она?
— Что мы узнаем о главной героине повести И. С. Тургенева из VI—VIII глав?
— Какие характеристики дает Асе господин Н. Н.?
— Найдите в тексте главы VIII в рассказе Гагина несобственно-прямую речь. Как вы думаете, почему именно здесь речь рассказчика плавно перетекает в авторскую? С чем это связано?
— О каких особенностях героини поведал Гагин рассказчику? Можем ли мы предполагать, исходя из этого, какова будет развязка сюжета? Почему? Обоснуйте свой ответ.
— Какой контраст сразу же бросается в глаза в отношениях между героями?
— Попытайтесь объяснить, как и при чего автор произведения показывает внутренний мир героев. Приведите примеры из текста.
— Какие признаки реалистического произведения сразу же бросаются в глаза при первом его прочтении?
— Объясните, почему повесть названа именем героини, а не именем героя-рассказчика. Почему у него вообще нет имени?
— Когда происходит кульминация действия в повести «Ася»? Обоснуйте свой ответ.
— Какова развязка действия сюжета произведения?
Объяснение:
2.
За свою деспотичность, жестокость, своенравие, слепое обожание сына, за жадность и безнравственность Простакова жестоко наказана. Она не только лишается бесконтрольной помещичьей власти, но и сына: «Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка! » Но слышит грубый ответ своего идола: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» . В этот трагичный момент в озверелой тиранке, вырастившей бездушного негодяя, проглядывают истинно человеческие черты несчастной матери.
3. В «Недоросле» тема просвещения, образования и воспитания затрагивает практически каждого героя пьесы. В связи с тем, что произведение относится к классицизму, персонажи самим автором четко делятся на положительных и отрицательных – «воспитанных» и «невоспитанных». К первому «лагерю» относятся Стародум, Правдин, Софья и Милон. Ко второму – супруги Простаковы, Митрофан и Скотинин.
Первый лагерь обречён на наказание за свою необразованность и не мыслить.
Еще в начале пьесы становится понятно их отношение к образованию и воспитанию – по словам Простаковой, когда нужно прочитать письмо от Стародума: «Вот до чего дожили. К деушкам письма пишут! Деушки грамоте умеют!» и «Нет, сударыня, я, благодаря бога, не так воспитана», и Скотинина: «Я? Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки». Простаков же выступает человеком нейтральным, он боится свой жены, поэтому во всем ей потакает. Не удивительно, что в такой невежественной семье и Митрофан вырос глупым, безвольным «маменькиным сынком», которому женится интересней, чем выучиться.
«Невоспитанность»и «необразованность» персонажей отражается не только в их незнании каких-либо известных вещей (например, у Митрофана дверь прилагательное, «потому что она приложена к своему месту»), а ином, устаревшем взгляде на мир. Простакова не видит ничего плохого в том, что бьет своих слуг или решает задачи сына, воспринимая их буквально, а потому мешает Митрофану учиться сразу же отговаривая от науки. При этом корни такого «злонравия» лежат не сколько в плохом характере женщины, (чего нельзя сказать о Скотинине, который гордится своими пороками и глупостью) сколько в дурном воспитании, которое она сама получила.
Противоположный лагерь «воспитанных» персонажей сразу вызывает у читателя симпатию. Правдин со своей справедливостью, Софья с кротостью и почитанием воли дяди (сравним с Митрофаном, который в конце пьесы говорит матери, что она «навязалась»), честный и благородный Милон, мудрый Стародум. Все они люди образованные, добродетельные, просвещенные и идейные люди, которые борются за лучшую жизнь и лучшее общество.1)2) не поместилось в ответ)
3)
Писатели смеются над глупостью своих персонажей, осуждают неразумие, невежество - это их общая, можно сказать, рационалистическая установка. "Век живи, век учись, друг мой сердечный!" - умоляет госпожа Простакова своего недоросля. "Синэ доктрина вита эст квази мортис имаго (лат. "без науки жизнь - подобие смерти")",-вторит ей учитель философии, беседуя с Журдэном. Но каждый из сатириков по-своему поворачивает тему безрассудства. Журдэн хочет учиться, и это замечательно. Его беда в том, что он чудовищно самоуверен, он фантастически переоценивает свои и после одного - двух уроков мнит себя вправе быть самому учителем! А разве нет у нас людей, занимающих высокие посты и уверенных в своем интеллектуальном превосходстве над нижестоящими? Такие люди могут быть деятельными, энергичными, как Журдэн, но их псевдообразованность приносит стране огромный вред!
Другое дело - Митрофан Простаков. Его имя стало синонимом беспросветной тупости. А в переводе с греческого оно значит буквально "явленный матери", то есть по смыслу как бы "подарок для матери". Какая горькая ирония! Скверной матери - достойный ее подарок. Впрочем, проблески сообразительности у Митрофанушки есть, щкольники легко их обнаружат. Беда в том, что он ленив, нелюбопытен и испорчен эгоистической материнской любовью.
4) Стародум, Правдин, Софья и Милон
дочь мещанина Журдена Люсиль, её жених Клеонт, мать Люсиль госпожа Журден.