Кто из нас в детстве не играл в куклы? Даже мальчики. А уж о девочках и говорить нечего! Девочек и вовсе без кукол представить невозможно. Но детство проходит, и вот уже игры в куклы уступают место совсем другим играм.
Арлекины и пираты,
Циркачи и акробаты,
И злодей, чей вид внушает страх,
Волк и заяц, тигры в клетке -
Все они марионетки
В ловких и натруженных руках.
Эти слова Андрея Макаревича из песни «Марионетки» не только о кукольном театре, вернее даже не столько о нем, сколько о том, как похожа наша жизнь на театр со всеми его нюансами. В детстве мы играем в куклы, а потом жизнь зачастую играет нами как куклами.
А для некоторых людей игра в куклы не прекращается, не уходит с детскими годами, не теряет привлекательности, а становится профессией, стилем жизни, смыслом жизни, самой жизнью. Так сложилось, например, у нашей героини.
Сегодня в гостях у «Вести» за чашкой чая режиссер и художественный руководитель Калужского муниципального театра кукол Валентина Дружинина.
- Валентина Васильевна, как возникло ваше увлечение куклами? Я знаю, что вы были актрисой ТЮЗа...
- Как многие дети, я посещала кружок во Дворце пионеров. Потом пристрастилась к драматическому искусству в клубе железнодорожников, там был хороший театральный коллектив. Помимо этого, я активно участвовала в конкурсах чтецов, вела концерты. В ТЮЗ я пришла после окончания школы. Сама бы никогда не решилась, была страшно стеснительной, но на каком-то конкурсе или спектакле меня заметил режиссер ТЮЗа Александр Ермак и пригласил. И так случилось, что я задержалась там надолго. Но кукол я никогда не бросала.
И вот возникла идея на базе городского Дома культуры, теперь это здание ТЮЗа, создать школьный кружок. Тогдашний директор ГДК Галина Бурик, актриса, предполагала, что основным коллективом в Доме культуры будет ТЮЗ, но непременно нужны и другие творческие коллективы. Так у меня появился кукольный кружок, который впоследствии перерос в народный театр кукол. Это был хороший, славный период в моей жизни.
- А как народный кукольный театр дорос до муниципального профессионального?
- Долгое время в областном центре, кроме драматического театра, по сути, не было профессиональных коллективов. Не было театра для самых маленьких. И вот в 1992 году ТЮЗ приобрел статус профессионального и появился муниципальный кукольный театр. Он был открыт на базе областного драматического театра. Вообще-то, это прекрасная идея Валентины Михайлиной, которая в то время, будучи директором драматического театра, решила, что в большом театре должен быть и кукольный. Ее идею поддержал бывший в ту пору градоначальником Виталий Черников, так в Калуге и появился театр кукол.
Кто из нас в детстве не играл в куклы? Даже мальчики. А уж о девочках и говорить нечего! Девочек и вовсе без кукол представить невозможно. Но детство проходит, и вот уже игры в куклы уступают место совсем другим играм.
Арлекины и пираты,
Циркачи и акробаты,
И злодей, чей вид внушает страх,
Волк и заяц, тигры в клетке -
Все они марионетки
В ловких и натруженных руках.
Эти слова Андрея Макаревича из песни «Марионетки» не только о кукольном театре, вернее даже не столько о нем, сколько о том, как похожа наша жизнь на театр со всеми его нюансами. В детстве мы играем в куклы, а потом жизнь зачастую играет нами как куклами.
А для некоторых людей игра в куклы не прекращается, не уходит с детскими годами, не теряет привлекательности, а становится профессией, стилем жизни, смыслом жизни, самой жизнью. Так сложилось, например, у нашей героини.
Сегодня в гостях у «Вести» за чашкой чая режиссер и художественный руководитель Калужского муниципального театра кукол Валентина Дружинина.
- Валентина Васильевна, как возникло ваше увлечение куклами? Я знаю, что вы были актрисой ТЮЗа...
- Как многие дети, я посещала кружок во Дворце пионеров. Потом пристрастилась к драматическому искусству в клубе железнодорожников, там был хороший театральный коллектив. Помимо этого, я активно участвовала в конкурсах чтецов, вела концерты. В ТЮЗ я пришла после окончания школы. Сама бы никогда не решилась, была страшно стеснительной, но на каком-то конкурсе или спектакле меня заметил режиссер ТЮЗа Александр Ермак и пригласил. И так случилось, что я задержалась там надолго. Но кукол я никогда не бросала.
И вот возникла идея на базе городского Дома культуры, теперь это здание ТЮЗа, создать школьный кружок. Тогдашний директор ГДК Галина Бурик, актриса, предполагала, что основным коллективом в Доме культуры будет ТЮЗ, но непременно нужны и другие творческие коллективы. Так у меня появился кукольный кружок, который впоследствии перерос в народный театр кукол. Это был хороший, славный период в моей жизни.
- А как народный кукольный театр дорос до муниципального профессионального?
- Долгое время в областном центре, кроме драматического театра, по сути, не было профессиональных коллективов. Не было театра для самых маленьких. И вот в 1992 году ТЮЗ приобрел статус профессионального и появился муниципальный кукольный театр. Он был открыт на базе областного драматического театра. Вообще-то, это прекрасная идея Валентины Михайлиной, которая в то время, будучи директором драматического театра, решила, что в большом театре должен быть и кукольный. Ее идею поддержал бывший в ту пору градоначальником Виталий Черников, так в Калуге и появился театр кукол.