«Первое дело» - переправа через Энс. Ростов полон желания показать свою храбрость, но при виде падающих от пуль людей ему стало страшно от того, что его могут убить. Но в этом эпизоде важен другой момент: ощущение единения с небом, с солнцем и жизнью. На другой стороне Дуная другая жизнь, а здесь стоны и смерть. «Во мне одном, и в этом солнце так много счастья, а тут.. .стоны, страдания, страх и эта неясность, эта поспешность» . Солнце и стоны - два ощущения слились в сознании Николая Ростова, и через этот драматизм ситуации Толстой показывает свое отношение к войне (VIII). В бою под Шенграбеном Ростов сначала чувствует знакомое ему напряжение, и ему становится весело. В начале атаки под ним убита лошадь, все солдаты оказались впереди, а он один посреди поля, ему навстречу бегут люди, и он с ужасом узнает в них французов. И тут просыпается ужас: "Неужели ко мне? Неужели ко мне они бегут? И зачем? Убить меня? Меня, кого так любят все? " Ему вспомнилась любовь к нему его матери, семьи, друзей, и намерение неприятелей убить его показалось невозможно» . В этом переживании Николая Ростова противопоставляется война и человеческие чувства, составляющие ценность человеческой жизни. И естественным уже становится чувство страхау молодого Ростова . Он побежал. Это побег с поля боя Толстой описывает с легкой иронией. «Не с тем чувством сомнения и борьбы, с каким он ходил на Энский мост, бежал он, а с чувством зайца, убегающего от собак. Одно неразделенное чувство страха за свою молодую, счастливую жизнь владело всем его существом» (XIX). Вторая часть заканчивается переживаниями Николая Ростова по поводу своей ненужности. Психологически Толстой очень верно передает воздействие войны на сознание отдельного человека. Война убивает в человеке понимание целесообразности жизни на земле.
Главной задачей современной ему литературы Гоголь считает реалистическое изображение русской действительности. Борьба за «обыкновенное», за «низкий», «грязный» материал вела к разоблачению устоев крепостнической России. Таков главный теоретический тезис писателя, на котором основана вся творческая практика и его самого и современного ему реалистического направления в литературе. Гоголь пишет: “Нельзя служить искусству, не уразумев высшей цели искусства и не определив себе, зачем дано нам искусство. Другие дела наступают для поэзии ...она должна вызывать на высшую битву – не за временную нашу свободу, права и привилегии, но за нашу душу”. По Гоголю, литература должна выполнять ту же задачу, что и сочинения духовных писателей, --просвещать душу, вести ее к совершенству. В этом для него -- единственное оправдание искусства.
свою храбрость, но при виде падающих от пуль людей ему стало
страшно от того, что его могут убить. Но в этом эпизоде важен другой
момент: ощущение единения с небом, с солнцем и жизнью.
На другой стороне Дуная другая жизнь, а здесь стоны и смерть. «Во мне
одном, и в этом солнце так много счастья, а тут.. .стоны, страдания,
страх и эта неясность, эта поспешность» . Солнце и стоны - два ощущения
слились в сознании Николая Ростова, и через этот драматизм
ситуации Толстой показывает свое отношение к войне (VIII).
В бою под Шенграбеном Ростов сначала чувствует знакомое ему
напряжение, и ему становится весело. В начале атаки под ним убита
лошадь, все солдаты оказались впереди, а он один посреди поля,
ему навстречу бегут люди, и он с ужасом узнает в них французов. И тут
просыпается ужас: "Неужели ко мне? Неужели ко мне они бегут?
И зачем? Убить меня? Меня, кого так любят все? " Ему вспомнилась
любовь к нему его матери, семьи, друзей, и намерение неприятелей
убить его показалось невозможно» . В этом переживании Николая
Ростова противопоставляется война и человеческие чувства, составляющие
ценность человеческой жизни. И естественным уже становится
чувство страхау молодого Ростова . Он побежал. Это побег с поля
боя Толстой описывает с легкой иронией. «Не с тем чувством сомнения
и борьбы, с каким он ходил на Энский мост, бежал он, а с чувством
зайца, убегающего от собак. Одно неразделенное чувство страха за
свою молодую, счастливую жизнь владело всем его существом» (XIX).
Вторая часть заканчивается переживаниями Николая Ростова по
поводу своей ненужности. Психологически Толстой очень верно
передает воздействие войны на сознание отдельного человека. Война
убивает в человеке понимание целесообразности жизни на земле.
Главной задачей современной ему литературы Гоголь считает реалистическое изображение русской действительности. Борьба за «обыкновенное», за «низкий», «грязный» материал вела к разоблачению устоев крепостнической России. Таков главный теоретический тезис писателя, на котором основана вся творческая практика и его самого и современного ему реалистического направления в литературе.
Гоголь пишет: “Нельзя служить искусству, не уразумев высшей цели искусства и не определив себе, зачем дано нам искусство. Другие дела наступают для поэзии ...она должна вызывать на высшую битву – не за временную нашу свободу, права и привилегии, но за нашу душу”.
По Гоголю, литература должна выполнять ту же задачу, что и сочинения духовных писателей, --просвещать душу, вести ее к совершенству. В этом для него -- единственное оправдание искусства.