Написать сочинение(определить проблему) по тексту по и.а. бунину
(1)в час ночи, зимней, деревенской, до кабинета доносится из дальних комнат жалобный детский плач. (2)дом, усадьба, село – всё давно спит. (3)не спит только хрущёв, он сидит читает, порою останавливает усталые глаза на огнях свечей:
– (4)как всё прекрасно! (5)даже этот голубой стеарин!
(6)огни, их золотисто-блестящие острия с прозрачными ярко-синими основаниями, слегка дрожат, – и слепит глянцевитый лист большой фран- цузской книги. (7)хрущёв подносит к свече руку – становятся прозрачными пальцы, розовеют края ладони. (8)он, как в детстве, засматривается на нежную, ярко-алую жидкость, которой светится и сквозит против огня его собственная жизнь.
(9)плач раздаётся громче – жалобный, умоляющий.
(10)хрущёв встаёт и идёт в детскую. (11)он проходит тёмную гостиную,– чуть мерцают в ней подвески люстры, зеркало, – проходит тёмную диванную, тёмную залу, видит за окнами лунную ночь, ели палисадника и бледно-белые пласты, тяжело лежащие на их чёрно-зелёных мохнатых лапах. (12)дверь в детскую отворена, лунный свет стоит там тончайшим дымом. (13)в широкое окно без занавесок просто, мирно глядит снежный озарённый двор. (14)голубовато белеют детские постели. (15)в одной спит арсик. (16)спят на полу деревянные кони, спит на спине, закатив свои круглые стеклянные глаза, беловолосая кукла, спят коробки, которые так заботливо собирает коля. (17)он тоже спит, но во сне поднялся в своей постельке, сел и заплакал горько, – маленький, худенький,
– (18)в чём дело, дорогой мой? – шепчет хрущёв, садясь на край постельки, вытирая платком личико ребёнка и обнимая его.
(19)ребёнок прижимается к нему, дёргается от всхлипываний, понемногу (20)что это будит его вот уже третью ночь?
(21)луна заходит за лёгкую белую зыбь, лунный свет, бледнея, тает, меркнет – и через мгновение опять растёт, ширится. (22)опять загораются подоконники, косые золотые квадраты на полу. (23)хрущёв переводит взгляд с пола, с подоконника на раму, видит светлый двор – и вспоминает: вот оно что, опять забыли сломать это белое чудище, что дети сбили из снега, поставили среди двора, против окна своей комнаты! (24)днём коля боязливо радуется на него (это человекоподобный обрубок с бычьей рогатой головой и короткими растопыренными руками); ночью, чувствуя сквозь сон его страшное присутствие, вдруг, даже не проснувшись, заливается горькими слезами. (25)да, снегур и впрямь страшен ночью, особенно если глядеть на него издали, сквозь стёкла: рога поблёскивают, от головы, от растопыренных рук падает на яркий снег чёрная тень. (26)но попробуй-ка сломать его!
© статград 2019−2020 уч. г. публикация в интернете или печатных изданиях без письменного согласия статград запрещена
язык. 11 класс. вариант ря1910101 11
(27)дети будут реветь с утра до вечера, хотя он всё равно уже тает понемногу: скоро весна, мокнут и дымятся в полдень соломенные
(28)хрущёв осторожно кладёт ребёнка на подушку и осторожно выходит. (29)в прихожей он надевает оленью шапку, оленью куртку, застёгивается, поднимая чёрную узкую бороду. (30)потом отворяет тяжёлую дверь в сени, идёт по скрипучей тропинке за угол дома. (31)луна, невысоко стоящая над редким садом, что сквозит на белых сугробах, ясна, но по- мартовски бледна. (32)раковинки лёгкой облачной зыби тянутся кое-где по небосклону. (33)тихо мерцают в глубокой прозрачной синеве между ними редкие голубые звёзды. (34)молодой снежок чуть запорошил крепкий, старый. (35)от бани в саду, стеклянно блещущей крышей, бежит гончая заливка. «(36), – говорит ей хрущёв. – (37)мы одни с тобой не спим. (38)жалко спать, коротка жизнь, поздно начинаешь понимать, как хороша »
(39)он подходит к снегуру и медлит минуту. (40)потом решительно, с удовольствием ударяет в него ногою. (41)летят рога, рассыпается белыми комьями бычья (42)ещё один удар – и остаётся только куча снега. (43)озарённый луной, хрущёв стоит над нею и, засунув руки в карманы куртки, глядит на блещущую крышу. (44)он наклоняет к плечу своё бледное лицо с чёрной бородой, свою оленью шапку, стараясь уловить и запомнить оттенок блеска. (45)потом поворачивается и медленно идёт по тропинке от дома к скотному двору. (46)двигается у ног его, по снегу, косая тень. (47)дойдя до сугробов, он пробирается между ними к воротам. (48)онзаглядывает в щель, откуда резко тянет северным ветром. (49)он с нежностью думает о коле, думает о том, что в жизни всё трогательно, всё полно смысла, всё значительно. (50)и глядит во двор. (51)холодно, но уютно там. (52)под навесами сумрак. (53)сереют передки телег, засыпанные снегом. (54)над двором – синее, в редких крупных звёздах небо. (55)половина двора в тени, половина озарена. (56)и косматые белые лошади, дремлющие в этом свете, кажутся зелёными.
(по и.а. бунину*) *иван алексеевич бунин (1870–1953) – писатель, поэт и
переводчик, лауреат нобелевской премии по .
Мальчик Ямиль жил с мамой в далёком башкирском ауле. Папа его сражался на фронте. Однажды мама ненадолго уехала, а вернулась с девочкой Оксаной, которую представила Ямилю как его сестру. Мальчик не знал, что эту девочку его папа нашёл в сгоревшей хате на Украине. Так Оксана стала радостью в башкирском доме…
Главные герои рассказа - родные по крови брат и сестра. Совсем недавно они остались сиротами: мама ушла из жизни от тяжелой болезни, а отец погиб на войне.
Митраша ⇒ "Ему было всего только десять лет с хвостиком..." - говорится в произведении. Несмотря на свой юный возраст, мальчик очень смышленый и самостоятельный. Быть таким его заставила жизнь: "После родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям". Мальчик ухаживал за животными, вел хозяйство. Об этом персонаже можно сказать как о целеустремленном, добром и очень храбром. После смерти волка он стал героем своего села.
Настя ⇒ "Митраша был моложе сестры на два года". Это значит, что девочке было двенадцать. Она была старше брата, поэтому чувствовала за него ответственность. Девочка ласково относится к брату. Когда Митраша начинал нервничать, сестричка гладила его по голове и ласково улыбалась. Тогда он переставал сердиться и тоже расплывался в улыбке. Девочка очень нежная, добрая, ответственная и серьезная для своих лет.