. Мастер (2073) 1 год назад2Поэма М. Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” (1837) в контексте всего творчества поэта воспринимается как своеобразный итог его работы над русским фольклором. Интерес к фольклору был характерен для русской литературы 30-х годов, когда страна переживала глубокий кризис. Находясь на перепутье, которое мрачные умы эпохи склонны были считать тупиком, русское общество пыталось найти выход, опираясь на внутренние ресурсы. Дворянская и народная культура в России были разделены глубокой пропастью, и роль посредника между ними взяла на себя литература. “Песня...” написана в особом жанре, Лермонтов стремился приблизить поэму к эпическим фольклорным сказаниям. Гусляры, тешащие “Песнью” “доброго боярина и боярыню его белолицую”, играют важнейшую роль в структуре поэмы. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества. Следовательно, нравственные позиции, с которых оцениваются персонажи “Песни.. ”, нелично авторские, а обобщенно народные. Это многократно усиливает торжество правды-матушки в сказании, ибо поступок безвестного купца Калашникова, защищавшего свою яичную честь, стал фактом народной истории. Выбор исторического периода для сюжета народной поэмы вполне объясним: Лермонтов обращается к допетровской России. Почему его заинтересовала именно эпоха Ивана IV? Этот государь стал олицетворением деспотизма, тирании и самодурства. И в эпоху николаевской деспотии понятен интерес Лермонтова к фигуре Ивана Грозного: поэт сопоставляет Русь времен древнего тирана и Россию, управляемую просвещенным государем Николаем I. Главное, что вытекает из этого сопоставления — колоссальная разница масштаба личности различных эпох.
Вот отличное оглавление строф (глав) "Мцыри" строками самого Лермонтова. 1)«Немного лет тому назад» . 2)»Он был, казалось, лет шести; как серна гор, пуглив и дик…» . « Его в степи без чувств нашли и вновь в обитель принесли» . 3)»Ты слушать исповедь мою сюда пришел, благодарю» . 4)»Я никому не мог сказать священных слов «отец» и «мать» . 5)»Там, говорят страданье спит» . 6)»И стало в памяти моей ясней, ясней…» . 7)»И вспомнил я отцовский дом» . 8)»Я убежал. О, я как брат обняться с бурей был бы рад!». 9)»Я сам, как зверь, был чужд людей» . 10-11)»Кругом меня цвел божий сад» . 12-13)»И ближе, ближе все звучал грузинки голос молодой» . 14)»Из виду горы потерял и тут с пути сбиваться стал» . 15)»Тогда на землю я упал; и в исступлении рыдал» . 16)»Какой-то зверь одним прыжком из чащи выскочил, и лег» . 17-18)»Бой закипел, смертельный бой!» . 19-20)»Но тщетно спорил я с судьбой: она смеялась надо мной! » 21-22)»Да, заслужил я жребий мой!» . 23) »Усни, постель твоя мягка, прозрачен твой покров. » 24)»Так я найден и поднят был» . »Мой труп холодный и немой не будет тлеть в земле родной» . 25)»Прощай, отец… дай руку мне: ты чествуешь, моя в огне… » 26)»Упьюся я в последний раз. Отсюда виден весь Кавказ!»
“Песня...” написана в особом жанре, Лермонтов стремился приблизить поэму к эпическим фольклорным сказаниям. Гусляры, тешащие “Песнью” “доброго боярина и боярыню его белолицую”, играют важнейшую роль в структуре поэмы. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества. Следовательно, нравственные позиции, с которых оцениваются персонажи “Песни.. ”, нелично авторские, а обобщенно народные. Это многократно усиливает торжество правды-матушки в сказании, ибо поступок безвестного купца Калашникова, защищавшего свою яичную честь, стал фактом народной истории.
Выбор исторического периода для сюжета народной поэмы вполне объясним: Лермонтов обращается к допетровской России. Почему его заинтересовала именно эпоха Ивана IV? Этот государь стал олицетворением деспотизма, тирании и самодурства. И в эпоху николаевской деспотии понятен интерес Лермонтова к фигуре Ивана Грозного: поэт сопоставляет Русь времен древнего тирана и Россию, управляемую просвещенным государем Николаем I. Главное, что вытекает из этого сопоставления — колоссальная разница масштаба личности различных эпох.
1)«Немного лет тому назад» . 2)»Он был, казалось, лет шести; как серна гор, пуглив и дик…» . « Его в степи без чувств нашли и вновь в обитель принесли» . 3)»Ты слушать исповедь мою сюда пришел, благодарю» . 4)»Я никому не мог сказать священных слов «отец» и «мать» . 5)»Там, говорят страданье спит» . 6)»И стало в памяти моей ясней, ясней…» . 7)»И вспомнил я отцовский дом» . 8)»Я убежал. О, я как брат обняться с бурей был бы рад!». 9)»Я сам, как зверь, был чужд людей» . 10-11)»Кругом меня цвел божий сад» . 12-13)»И ближе, ближе все звучал грузинки голос молодой» . 14)»Из виду горы потерял и тут с пути сбиваться стал» . 15)»Тогда на землю я упал; и в исступлении рыдал» . 16)»Какой-то зверь одним прыжком из чащи выскочил, и лег» . 17-18)»Бой закипел, смертельный бой!» . 19-20)»Но тщетно спорил я с судьбой: она смеялась надо мной! » 21-22)»Да, заслужил я жребий мой!» . 23) »Усни, постель твоя мягка, прозрачен твой покров. » 24)»Так я найден и поднят был» . »Мой труп холодный и немой не будет тлеть в земле родной» . 25)»Прощай, отец… дай руку мне: ты чествуешь, моя в огне… » 26)»Упьюся я в последний раз. Отсюда виден весь Кавказ!»