1)Миролюбие, благорасположенность, доброта – эти высокие человеческие качества считались чрезвычайно ценными с глубокой древности и во все времена. И даже в наши дни, когда в мире, кажется, правят всепоглощающая агрессия и алчность, добро, все же существует, и это сознание согревает души тех, кто всецело открыт истинным моральным ценностям, кто стремится к лучшему и не приемлет для себя иного кредо, нежели честь, достоинство и благородство. Однако не зря утверждали древние, что к каждому поступку человека прикреплено зеркало, и злость непременно обернется злостью, а доброе деяние всегда возвратится добром. Конечно, сей постулат нельзя понимать слишком буквально, ожидая, что хороший поступок должен вернуться немедленно. На самом же деле ожидание добра в ответ на добро – не есть стремление эгоистичное, его нельзя воспринимать как некую сделку с высшими силами, стремясь совершить хороший поступок лишь в надежде на щедрую награду.
Появление романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени» вызвало неоднозначную реакцию критики. Негативная оценка касалась, в первую очередь, главного героя Печорина.Профессор Московского университета СП. Шевырев видел у Печорина явление ложное, не свойственное русской жизни, навеянное влиянием Западной Европы. Критика раздражала «гордость человеческого духа», отраженная в романе Лермонтова в «злоупотребление личной свободы и разума, которые заметны во Франции и Германии». Консервативный дух подобных критиков отвергал идею независимой, самостоятельно мыслящей личности, им было чуждо всякое проявление собственной воли и разума, критического отношения к окружающему миру.
К. А. Бурячок отождествлял автора романа с Печориным и с возмущением писал, что в «Герое нашего времени» «нет ни религиозности, ни народности», а сам образ является клеветой на русскую действительность, «на целое поколение людей», поскольку «в натуре этакие сознания, бессовестные люди невозможны ». «У кого силы духовные хоть мало-мальски живые, для тех эта книга отвратительно невыносим, - заключал разъяренный критик. Таким образом, общественное мнение, выраженное в перечисленных критических работах, отказывала Печорина в праве быть героем своего времени. Но так ли это?
С одной стороны, обращает на себя внимание ответ самого писателя критикам, содержащийся в предисловии ко второму изданию романа. Лермонтов показывает, что уважаемая публика не поняла общественной проблематики и иронии, заложенной в произведении: «Наша публика так еще молода и простодушная, что не понимает басни, если в конце ее не находит морали». Это тонкий намек на то, что в романе есть второй, не высказанный прямо смысл - трагедия целого поколения, обреченного на бездействие. Лермонтов подтверждает, что образ Печорина действительно является портретом героя нашего времени, но портрет этот не списан с одного человека: «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Писатель удивляется, почему люди верят в трагических и романтических злодеев, но характер Печорина находит милость Не потому, что в нем больше правды, чем вымысла? Правда, особенно неприглядная правда, воспринимается всегда сложно, если вообще воспринимается, тогда как ложь, сладкая и даже приторно, усваивается без проблем.
Появление романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени» вызвало неоднозначную реакцию критики. Негативная оценка касалась, в первую очередь, главного героя Печорина.Профессор Московского университета СП. Шевырев видел у Печорина явление ложное, не свойственное русской жизни, навеянное влиянием Западной Европы. Критика раздражала «гордость человеческого духа», отраженная в романе Лермонтова в «злоупотребление личной свободы и разума, которые заметны во Франции и Германии». Консервативный дух подобных критиков отвергал идею независимой, самостоятельно мыслящей личности, им было чуждо всякое проявление собственной воли и разума, критического отношения к окружающему миру.
К. А. Бурячок отождествлял автора романа с Печориным и с возмущением писал, что в «Герое нашего времени» «нет ни религиозности, ни народности», а сам образ является клеветой на русскую действительность, «на целое поколение людей», поскольку «в натуре этакие сознания, бессовестные люди невозможны ». «У кого силы духовные хоть мало-мальски живые, для тех эта книга отвратительно невыносим, - заключал разъяренный критик. Таким образом, общественное мнение, выраженное в перечисленных критических работах, отказывала Печорина в праве быть героем своего времени. Но так ли это?
С одной стороны, обращает на себя внимание ответ самого писателя критикам, содержащийся в предисловии ко второму изданию романа. Лермонтов показывает, что уважаемая публика не поняла общественной проблематики и иронии, заложенной в произведении: «Наша публика так еще молода и простодушная, что не понимает басни, если в конце ее не находит морали». Это тонкий намек на то, что в романе есть второй, не высказанный прямо смысл - трагедия целого поколения, обреченного на бездействие. Лермонтов подтверждает, что образ Печорина действительно является портретом героя нашего времени, но портрет этот не списан с одного человека: «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Писатель удивляется, почему люди верят в трагических и романтических злодеев, но характер Печорина находит милость Не потому, что в нем больше правды, чем вымысла? Правда, особенно неприглядная правда, воспринимается всегда сложно, если вообще воспринимается, тогда как ложь, сладкая и даже приторно, усваивается без проблем.