Вкусив свободы, Мцыри умирает оттого, что он был взращен в неволе и оказался не при к вольной жизни. Он сам неоднократно говорит об этом, называя себя «темничным цветком», который опалит первый же луч солнца (так метафорически обозначается свобода), а также прямо упрекая себя: «Да, заслужил я жребий мой!». Ему некуда идти: все его родные мертвы, выращенный среди чужих, он будет равно чужд и своему народу, вот почему погибает Мцыри. Смерть Мцыри закономерна еще и потому, что ему пришлось вернуться в монастырь, где он, уже вкусивший свободной жизни, не мог существовать. Эту проблему подчеркивает выбранный Лермонтовым эпиграф: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю»: «мед свободы», такой желанный для Мцыри, его же и погубил — в этом заключается трагедия романтической поэмы.
1) Князь Салтан живет в довольно-таки злобной обстановке. Три злые женщины,ненависть подданных.Слетни,которые распускают Ткачиха,Повариха и Сватья Баба-Бабариха,подрывают абсолютно все хорошее в царстве. Люди безвольно себя ведут,господствует страх и ненависть.
2) У князя Гвидона все с точностью да наоборот: в его государстве царит доброта,мир и спокойствие.Все любят и уважают друг друга,это полная противоположность царству Салтана. Вывод такой: добро всегда побеждает зло. И никак иначе. Ведь сильнее всегда оказывается тот,чье сердце доброе,а помыслы чистые.
2) У князя Гвидона все с точностью да наоборот: в его государстве царит доброта,мир и спокойствие.Все любят и уважают друг друга,это полная противоположность царству Салтана.
Вывод такой: добро всегда побеждает зло. И никак иначе. Ведь сильнее всегда оказывается тот,чье сердце доброе,а помыслы чистые.