Алёша Пешков родился в небогатой мещанской семье. Отец мальчика рано умер, заразившись от сына холерой. Мать его вернулась к своему отцу, который в был бурлаком, а позже открыл красильную мастерскую. Ему два его женатых сына, любивших выпить и поскандалить. У деда был тяжёлый характер. Все члены семьи боялись его и подчинялись беспрекословно.
По субботам дед наказывал за проделки своих внуков – бил их розгами. Доставалось и Алёше. И хоть суров был дед, но Алёшу по-своему любил. Часто рассказывал ему о своей жизни, учил его читать. Вечерами вся семья, собравшись на кухне, пела русские народные песни. Душой этих посиделок была бабушка Алёши, которая умела сказки и истории рассказывать, знала много песен, а в праздничные дни могла так сплясать, что залюбуешься. Для Алёши она раскрывала иной мир, где нет зависти, жестокости и несправедливости, где добро всегда было сильнее зла.
В семь лет Алёша пошёл в школу, но проучился недолго, так как заболел оспой. Только через два года его отправили учиться в начальное училище – учебное заведение для городской бедноты. Учился мальчик охотно, но, кроме школы, у него была ещё одна обязанность – он собирал по городским улицам тряпки и кости и сдавал их старьёвщику. Одноклассники часто дразнили его за это. И тогда Алёше приходилось защищать себя с кулаков.
Во втором классе Алёша получил грамоту за хорошую учёбу и поведение, но продолжить уже учение не смог. Его мать умерла от чахотки, и дед отправил его зарабатывать себе на жизнь. Где только Алёша не работал: в магазине модной обуви, в услужении у подрядчика, мыл посуду на пароходе. Работал он старательно, но часто его наказывали за малейшие промахи. Ни ни посочувствовать ему было некому. Единственной отрадой для Алёши были книги. Часто мальчик читал их вслух людям, с которыми работал. Видел, как светлели их лица, как добрели их глаза. И свет этих глаз Алёша запомнил на всю жизнь.
Алеша был добрым мальчиком. Он сочувствовал обиженным, обездоленным людям, а среди злых старался найти хороших и искренних. Мальчик тянулся к людям и каким-то неведомым чувством понимал, какой человек добрый, а какой злой. За время жизни с дедом и бабушкой Алеша повстречал только несколько по-настоящему добрых, открытых людей.
...Алеша редко выходил на улицу, потому что встречал там ребят, которые только и говорили о драках в его доме и всегда находили повод посмеяться над мальчиком, из-за чего он всегда с ними дрался. А в следующий раз его уже не пускали за ворота. До того как Алеша стал жить в доме деда, он никогда не видел, чтобы детей били. Но здесь сам мальчик стал относиться к числу тех, кого за любую провинность били. Дед наказывал таким всех детей в доме. Поначалу мальчик сопротивлялся, пытался доказывать деду, что тот не прав, но вскоре смирился и с этим. После таких наказаний он несколько раз болел.
..У него доброе и чуткое сердце, потому что он выделяется из толпы мрачных, нежизнерадостных людей. Алеша понимает, что значит любить, сочувствовать ближнему и несчастному, что встретишь не часто. Но самое главное, что среди того большинства злых, жадных, самолюбивых людей он отыскал добрых и отзывчивых, что среди зла, которое царило повсюду, этот мальчик смог найти добро.
По субботам дед наказывал за проделки своих внуков – бил их розгами. Доставалось и Алёше. И хоть суров был дед, но Алёшу по-своему любил. Часто рассказывал ему о своей жизни, учил его читать. Вечерами вся семья, собравшись на кухне, пела русские народные песни. Душой этих посиделок была бабушка Алёши, которая умела сказки и истории рассказывать, знала много песен, а в праздничные дни могла так сплясать, что залюбуешься. Для Алёши она раскрывала иной мир, где нет зависти, жестокости и несправедливости, где добро всегда было сильнее зла.
В семь лет Алёша пошёл в школу, но проучился недолго, так как заболел оспой. Только через два года его отправили учиться в начальное училище – учебное заведение для городской бедноты. Учился мальчик охотно, но, кроме школы, у него была ещё одна обязанность – он собирал по городским улицам тряпки и кости и сдавал их старьёвщику. Одноклассники часто дразнили его за это. И тогда Алёше приходилось защищать себя с кулаков.
Во втором классе Алёша получил грамоту за хорошую учёбу и поведение, но продолжить уже учение не смог. Его мать умерла от чахотки, и дед отправил его зарабатывать себе на жизнь. Где только Алёша не работал: в магазине модной обуви, в услужении у подрядчика, мыл посуду на пароходе. Работал он старательно, но часто его наказывали за малейшие промахи. Ни ни посочувствовать ему было некому. Единственной отрадой для Алёши были книги. Часто мальчик читал их вслух людям, с которыми работал. Видел, как светлели их лица, как добрели их глаза. И свет этих глаз Алёша запомнил на всю жизнь.
Алеша был добрым мальчиком. Он сочувствовал обиженным, обездоленным людям, а среди злых старался найти хороших и искренних. Мальчик тянулся к людям и каким-то неведомым чувством понимал, какой человек добрый, а какой злой. За время жизни с дедом и бабушкой Алеша повстречал только несколько по-настоящему добрых, открытых людей.
...Алеша редко выходил на улицу, потому что встречал там ребят, которые только и говорили о драках в его доме и всегда находили повод посмеяться над мальчиком, из-за чего он всегда с ними дрался. А в следующий раз его уже не пускали за ворота. До того как Алеша стал жить в доме деда, он никогда не видел, чтобы детей били. Но здесь сам мальчик стал относиться к числу тех, кого за любую провинность били. Дед наказывал таким всех детей в доме. Поначалу мальчик сопротивлялся, пытался доказывать деду, что тот не прав, но вскоре смирился и с этим. После таких наказаний он несколько раз болел.
..У него доброе и чуткое сердце, потому что он выделяется из толпы мрачных, нежизнерадостных людей. Алеша понимает, что значит любить, сочувствовать ближнему и несчастному, что встретишь не часто. Но самое главное, что среди того большинства злых, жадных, самолюбивых людей он отыскал добрых и отзывчивых, что среди зла, которое царило повсюду, этот мальчик смог найти добро.