С конца 80-х годов начинается второй период творчества А. П. Чехова, отмеченный значительным углублением проблематики его произведений (появляются такие темы, как “футлярная” жизнь интеллигенции, проблемы общественного значения, прозревающие и деградирующие герои) . В этих “серьезных эпизодах” юмор, который присутствовал в ранних произведениях, сохранился, только приобрел другие оттенки, соединяясь с новыми темами. Здесь писатель критически изображает общественную пассивность, пошлость, равнодушие, отсутствие общественных запросов в среде интеллигенции и т. д. Герои большинства этих произведений относятся к среднему социальному слою. Это врачи, учителя, студенты, чиновники и меньше — помещики. Но Чехова теперь больше интересуют человеческие качества персонажей, чем их социальная принадлежность. Автор не концентрирует особого внимания на конфликте героя с обществом, представляя его частью этой среды. Чехов исследовал внутренний мир человека, влияние быта и обстоятельств на сознание и психологию обывателя. Именно в этот период творчества появляются такие известные рассказы, как “Анна на шее”, “Маленькая трилогия” (“Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”), “Учитель словесности”, “Скучная история”, “Дом с мезонином”, “Дама с собачкой”, “Палата №6”, “Ионыч” и многие, многие другие.
Аня — главная героиня рассказа “Анна на шее”. Это вовсе не бездействующий человек, которому ни до чего нет дела. Напротив, она активно участвует и жизни общества, наслаждаясь удовольствиями и развлечениями света. В начале рассказа эта молоденькая девушка выходит замуж за богатого старика Модеста Алексеича, чтобы нуждающимся и голодным братьям. Этот эпизод даже вызывает сочувствие, потому что перед нами типичный “неравный” брак. Аня измучилась, вынужденная “ухаживать за пьяным отцом, штопать братьям чулки и ходить на рынок”. Ради своих родных она готова на все, даже стать женой грубого, пошлого и ненавистного ей Модеста Алексеича. Но изменится ли ее жизнь? У скаредного мужа ей еще труднее, чем дома, где было весело и она чувствовала себя свободной. Да и семье оказалось невозможно. Теперь Аня была богата: муж дарил ей “кольца, браслеты, броши”, тогда как недавно она стыдилась своей “дешевой шляпки и дырочек на ботинках, замазанных чернилами”. И вот героиня первый раз появляется в высшем свете. Этот эпизод является кульминационным, переломным моментом в структуре рассказа, в котором можно выделить две основные части: замужество главной героини я жизнь л светском обществе. На балу Аня из “забитой”, робкой девушки преображается в даму, “гордую и самоуверенную”: “И в первый раз в жизни она чувствовала себя богатой и свободной. Даже присутствие мужа не стесняло ее... ”. Понравившись начальнику мужа, Аня приобрела власть над Модестом Алексеичем. Она, так боявшаяся даже звука его шагов, теперь отчетливо выговаривает ему в лицо: “Подите прочь, болван! ”. Теперь она живет как хочет, в роскоши, в ней появляются уверенность в себе и самодовольство. Да, действительно, Аня весело смеется, флиртуя с влиятельными лицами, она взяла верх над мужем, но эта победа ей далась очень дорогой ценой — ценой потери собственной души. Это отчетливо видно в финале рассказа, когда героиня, катаясь на лошадях, не замечает родного отца и братьев. Этой сценой автор завершает повествование. Процесс духовной деградации, По мысли автора, предотвратить невозможно. Аню поглотило светское общество, она потеряла искренне чувствовать, любить. “Анна на шее” — это история оскудения человеческой души, потери духовных качеств, являющихся главным богатством человека. Важным для Чехова является остановиться, оглянуться, прервать череду повторяющихся событий, открыть себя для восприятия духовного мира. Именно в этой залог победы над пошлостью, но этого не понимала героиня рассказа.
Сказ "Левша"-это рассказ Лескова о чудо мастере Левша-собирательный образ всего народа, рукодельного,изобретательного,терпеливого и бесправного. Главная тема-это неумение ценить мастерство народа,попустительское отношение власти к уникальным мастерам. "Железная дорога" Н.Некрасова-это не только путь,по которому перемещаются люди.Дорога-это сама человеческая жизнь,она и поворачивает,и идёт под горку и в тяжело в гору,бывают и остановки,бывает,что сбиваются с пути.Некрасов вложил в образ железной дороги сравнение с человеческой жизнью,жизнью общества,которое развивается и идёт вперёд,но не всегда правильным путём.Жертвы,приносимые для достижения целей,не всегда сопоставимы с ценой-жизни людей,искалеченные судьбы,а стоил ли прогресс такого горя людского.Основная мысль стихотворения-вопрос о судьбе простого народа,тяжёлой доле и бездушного отношения властей к рабочим людям. Общие черты: -Оба автора показывают трудолюбие народа,показывают важность труда наших мастеров,их бесправие,незащищённость. -Осуждают систему бюрократии,которая даёт ложные имена героям событий,забывая о простых людях,без которых ничего бы не свершилось. -Осуждают власть тиранов. -Прославляют народных мастеров. -Показывает реальное положение народа ,тяжёлое и безнадёжное.
Различия:
-Некрасов призывает к действиям,восстанию,перестать быть рабами.Лесков только показывает бесправие. -Некрасов посвящает произведение народу,Лесков-народному таланту. -Некрасов обращается к детям,будущему поколения,а Лесков-обращается к неравнодушным людям. -Образ Некрасов-народ творец,образ Лескова-гений мастера,народного умельца.
Аня — главная героиня рассказа “Анна на шее”. Это вовсе не бездействующий человек, которому ни до чего нет дела. Напротив, она активно участвует и жизни общества, наслаждаясь удовольствиями и развлечениями света.
В начале рассказа эта молоденькая девушка выходит замуж за богатого старика Модеста Алексеича, чтобы нуждающимся и голодным братьям. Этот эпизод даже вызывает сочувствие, потому что перед нами типичный “неравный” брак. Аня измучилась, вынужденная “ухаживать за пьяным отцом, штопать братьям чулки и ходить на рынок”. Ради своих родных она готова на все, даже стать женой грубого, пошлого и ненавистного ей Модеста Алексеича. Но изменится ли ее жизнь? У скаредного мужа ей еще труднее, чем дома, где было весело и она чувствовала себя свободной. Да и семье оказалось невозможно. Теперь Аня была богата: муж дарил ей “кольца, браслеты, броши”, тогда как недавно она стыдилась своей “дешевой шляпки и дырочек на ботинках, замазанных чернилами”. И вот героиня первый раз появляется в высшем свете. Этот эпизод является кульминационным, переломным моментом в структуре рассказа, в котором можно выделить две основные части: замужество главной героини я жизнь л светском обществе. На балу Аня из “забитой”, робкой девушки преображается в даму, “гордую и самоуверенную”: “И в первый раз в жизни она чувствовала себя богатой и свободной. Даже присутствие мужа не стесняло ее... ”. Понравившись начальнику мужа, Аня приобрела власть над Модестом Алексеичем. Она, так боявшаяся даже звука его шагов, теперь отчетливо выговаривает ему в лицо: “Подите прочь, болван! ”. Теперь она живет как хочет, в роскоши, в ней появляются уверенность в себе и самодовольство. Да, действительно, Аня весело смеется, флиртуя с влиятельными лицами, она взяла верх над мужем, но эта победа ей далась очень дорогой ценой — ценой потери собственной души. Это отчетливо видно в финале рассказа, когда героиня, катаясь на лошадях, не замечает родного отца и братьев. Этой сценой автор завершает повествование. Процесс духовной деградации, По мысли автора, предотвратить невозможно. Аню поглотило светское общество, она потеряла искренне чувствовать, любить. “Анна на шее” — это история оскудения человеческой души, потери духовных качеств, являющихся главным богатством человека.
Важным для Чехова является остановиться, оглянуться, прервать череду повторяющихся событий, открыть себя для восприятия духовного мира. Именно в этой залог победы над пошлостью, но этого не понимала героиня рассказа.
рукодельного,изобретательного,терпеливого и бесправного.
Главная тема-это неумение ценить мастерство народа,попустительское отношение власти к уникальным мастерам.
"Железная дорога" Н.Некрасова-это не только путь,по которому перемещаются люди.Дорога-это сама человеческая жизнь,она и поворачивает,и идёт под горку и в тяжело в гору,бывают и остановки,бывает,что сбиваются с пути.Некрасов вложил в образ железной дороги сравнение с человеческой жизнью,жизнью общества,которое развивается и идёт вперёд,но не всегда правильным путём.Жертвы,приносимые для достижения целей,не всегда сопоставимы с ценой-жизни людей,искалеченные судьбы,а стоил ли прогресс такого горя людского.Основная мысль стихотворения-вопрос о судьбе простого народа,тяжёлой доле и бездушного отношения властей к рабочим людям.
Общие черты:
-Оба автора показывают трудолюбие народа,показывают важность труда наших мастеров,их бесправие,незащищённость.
-Осуждают систему бюрократии,которая даёт ложные имена героям событий,забывая о простых людях,без которых ничего бы не свершилось.
-Осуждают власть тиранов.
-Прославляют народных мастеров.
-Показывает реальное положение народа ,тяжёлое и безнадёжное.
Различия:
-Некрасов призывает к действиям,восстанию,перестать быть рабами.Лесков только показывает бесправие.
-Некрасов посвящает произведение народу,Лесков-народному таланту.
-Некрасов обращается к детям,будущему поколения,а Лесков-обращается к неравнодушным людям.
-Образ Некрасов-народ творец,образ Лескова-гений мастера,народного умельца.