Написать сочинение , в основе которого было бы рассуждение дискуссионного характера, например, чтобы в сочинении содержались ответы на вопросы, поставленные в работе ученицы т.назаровой: «я хочу жить достойно, но не знаю верного пути. сейчас же я маюсь в окружении благополучных друзей, у которых есть много чего: модная одежда, автомобили и т.д. смотрят на меня, как на человека второго сорта, хотя вслух об этом не говорят. учатся многие не лучше меня, даже иногда просят списать. но уважения ко мне, как видно, не прибавляется. сегодня престижны не знания, не хорошие качества человека, а то, как он «упакован». поэтому и мучат меня постоянно вопросы: будет ли моя жизнь зависеть от моих не попаду ли я в разряд тех, над кем будут посмеиваться, унижать? как же выстоять? как не стать в жизни несчастной?
Автор стоял на склоне пологого холма, а перед ним раскинулась золотым морем рожь. Вдали небо потемнело, надвигалась великая гроза. Воздух казалось застыл в ожидании, вокруг стояла мертвая тишина.
На душе автора было смутно, он торопил грозу, но туча не двигалась.
И вдруг в ее синеве мелькнул словно белый платочек. Это голубь стремительно летел к лесу несколько минут, и вот уже два голубя торопились обратно. И тут началась буря.
Автор едва добежал до дома. Ветер рвал облака, сильными струями хлынул ливень. Сверкали молнии и гремел гром.
А под коньком крыши нахохлившись сидели два голубя. Тот, который товарища, и тот, кого он привел. Они прижимались друг к другу и им было хорошо.
Хорошо стало и автору, хотя он был один.
Схема анализа стихотворения
Общеизвестно, что жесткой, канонической схемы анализа поэтического текста не существует, поскольку художественное произведение — явление живое, сопротивляющееся сухому, унифицированному подходу. Следует помнить, что поэтический текст анализировать сложнее, чем прозаический, так как гармонию стиха нетрудно разрушить, неуклюже прикоснувшись к тончайшей поэтической ткани стихотворения, которое стремится запечатлеть «невыразимое», «шепнуть о том, пред чем язык немеет», по образному выражению А. А. Фета.
Восприятие лирики читателем предельно субъективно, глубокий же анализ стихотворения сродни искусству. Не случайно М. И. Цветаева, говоря о беззащитности художественного слова, замечает: «Меня нужно понять — либо меня нет». Каждое стихотворение по-своему уникально: в одном случае размер стиха имеет содержательный смысл (так, хорей В. А. Жуковского «Мщение» передает зловещий топот лошадиных копыт), в другом метр является формальным элементом, безучастным к сокровенным смыслам художественного текста, в одном стихотворении разворачивается новеллистический сюжет (цикл стихотворений Н. А. Некрасова «На улице»), в другом — лирический сюжет свернут настолько, что почти полностью уходит в подтекст стихотворения (А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...»). Главные задачи поэта в конкретном стихотворении могут быть самыми разными: передача внутреннего состояния героя, воплощение в образной форме философской мысли, создание музыки стиха. Так, важнейшая художественная задача А. С. Пушкина в элегии «Ненастный день потух; ненастной ночи мгла...» — передача тончайших изменений настроения лирического героя, тоскующего по возлюбленной, с которой он разлучен. Его душа рвется к ней, он мысленно созерцает ее образ и бесконечно страдает от невольных ревнивых подозрений, почти не выраженных в слове: об этой душевной муке можно лишь догадаться по лавине точек, которые обрывают стихотворение:
Никто ее любви небесной не достоин.
Не правда ль: ты одна... ты плачешь...
я спокоен;
Но если
В апокалипсической зарисовке Ф. И. Тютчева «Последний катаклизм» наиболее существенным оказывается философская мысль, которая утверждает существование Бога и трагическую для человека невозможность его познать:
Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Все зримое опять покроют воды, И Божий лик изобразится в них!
Стихотворение А. А. Блока «В углу дивана», прежде всего, завораживает своеобразной мелодией стиха, которая создается не только размером, но и своеобразным синтаксическим членением стиха.
Но в камине дозвенели Угольки.
За окошком догорели Огоньки.
И на вьюжном море тонут Корабли.
И над южным морем стонут Журавли.
Задача формирования читательской культуры предполагает знание о наиболее общих возможных аспектах анализа стихотворения, умение его интерпретировать. Предложенная в схеме последовательность разбора стихотворения условна, хотя и обладает определенной логикой, сложившейся в практике анализа. Создание свободного (в жанре эссе) комментария стихотворения или строго исследовательского текста о нем можно начинать с любого из предложенных в схеме направлений анализа. При этом отправной пункт анализа, как и логику дальнейших рассуждений, следует искать в самом художественном тексте.