Песня трагическая до крайней степени. Много было и печен, и стихов про горе женское, когда погибал на войне муж, кормилец, отец детей, и вдова-солдатка вынуждено тянула на себе все тяготы жизни... А тут с войны возвращается герой, победитель, видевший за 4 года столько страшного, что, казалось, ничем его уже не напугать. Наверное, всю войну представлял он, как вернется в родное село, обнимет свою Прасковью, и заживут они долго и счастливо. А Прасковья не дождалась... И рвут сердце мужские слезы у могильного холма.
Между прочим, песню долго не разрешали исполнять по радио. Считалось, что победа - это великое счастье, горя после нее нет, а фраза "куда теперь идти солдату, кому нести печаль свою?" была признана чуть-ли не антисоветской! Предполагалось, что в советском обществе подобное душевное одиночество немыслимо.
В первой части стихотворения Лермонтов воссоздает духовный облик «дивного гения». Слова погиб, пал, убит указывают на ту неравную борьбу, которую вынужден был вести Поэт с толпой «насмешливых невежд», защищая честь и достоинство. Лермонтов не только хорошо знал творчество Пушкина, но и трагические обстоятельства его жизни последних лет, отсюда и такие фразы: оклеветанный молвой, позор мелочных обид, похвал ненужный хор и другие, в которых читатели ощущают презрение автора стихотворения к завистливому и душному свету. В первой части по отдельным словам можно почувствовать духовный облик Поэта (не случайно само слово Поэт Лермонтов пишет с заглавной буквы). Следует сказать о глубоком проникновении Лермонтова в мир пушкинской поэзии. Читая печальные слова: «Поникнув гордой головой!..», невольно вспоминаем слова из стихотворения Пушкина «Я памятник /себе воздвиг нерукотворный…»: «Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа». Лермонтов, как известно, не мог знать этих пушкинских строк, потому что стихотворение было опубликовано значительно позднее, но, видимо, он глубоко чувствовал дух пушкинской поэзии. Обратим внимание и на другие детали раскрыть духовный облик Поэта. Это «свободный, смелый дар», который возмущал толпу, с этой оценкой сочетается и определение сердца Поэта во второй части стихотворения («для сердца вольного»), там же дважды говорится и о «чудной силе» его стихов. Так постепенно перед нами предстает духовный облик Поэта.
Песня трагическая до крайней степени. Много было и печен, и стихов про горе женское, когда погибал на войне муж, кормилец, отец детей, и вдова-солдатка вынуждено тянула на себе все тяготы жизни... А тут с войны возвращается герой, победитель, видевший за 4 года столько страшного, что, казалось, ничем его уже не напугать. Наверное, всю войну представлял он, как вернется в родное село, обнимет свою Прасковью, и заживут они долго и счастливо. А Прасковья не дождалась... И рвут сердце мужские слезы у могильного холма.
Между прочим, песню долго не разрешали исполнять по радио. Считалось, что победа - это великое счастье, горя после нее нет, а фраза "куда теперь идти солдату, кому нести печаль свою?" была признана чуть-ли не антисоветской! Предполагалось, что в советском обществе подобное душевное одиночество немыслимо.