Ученик московской школы Владимир (Волька) Костыльков во время купания находит кувшин с заточенным туда джинном. Волька вызволяет джинна и начинает его воспитывать. Джинн старается угодить Вольке, но ему это не удается. Вольке, как пионеру Советской страны не нужны богатства, власть над людьми и прочие блага, которые джинн считает необходимыми. Джинн " " Вольке сдавать экзамен по географии, в результате мальчик экзамен не сдает. Вместе с приятелем Вольки Женей джинн совершает путешествие на ковре-самолете, ходит на футбол и в цирк. Во время приключений джинн Хоттабыч становится все более и более при к окружающим условиям жизни. Постепенно он начинает учиться грамоте и устраивается на работу в цирке.
В начале романа есть описание тех мест, по которым проезжал Аркадий. Эти два эпизода сопоставляются и в чем-то дополняют друг друга. "... деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами" - это начало романа. "...кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами" - это описание кладбища в конце. В начале романа "..церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами", в конце - "Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли..." Смысл этого сопоставления в том, что как на кладбище не происходит никаких перемен, так и во всей России 60-х годов 19 века.
"... деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами" - это начало романа.
"...кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами" - это описание кладбища в конце.
В начале романа "..церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами", в конце - "Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли..."
Смысл этого сопоставления в том, что как на кладбище не происходит никаких перемен, так и во всей России 60-х годов 19 века.