Гайавата- герой ірокезьких переказів, відважний, мудрий, добрий, сміливий воїн, переможець зла, борець із ворожими силами природи. Г. - фігура народного епосу, з яким Лонгфелло був знаком по записах етнографа Г. Р. Скулкрафта. Як історична особистість Г. - ірокезький законодавець початку XV в., вождь плем’я онондагов, у своєму правлінні сполучив виборну парламентську систему й місцеве спадкоємне керування У легендах образ Г. здобуває міфологічні риси. Буквально його ім’я переводиться як “пророк, учитель” або “божество, покровительствующее рибним і мисливським місцям”. У Лонгфелло Г. представлений переважно у своєму земному вигляді, хоча й наділений деякими надприродними рисами.
Його життя протікає в одному із племен оджибуеев, напівкочових алгонкинов. Героїчні діяння Г. викладені Лонгфелло у формі своєрідного лицарського роману. Герой робить подвиги в ім’я шляхетних цілей. Він виховувався на лоні природи, немов переймаючи її розум і гармонійність, - підтвердження розповсюдженої в XIX в. теорії Р. У. Емерсона про споріднення із природою як стані цілісності людини.
Досягши віку юного воїна, Г. шукає батька, і між ними відбувається боротьба, з якої герой поеми виходить переможцем. Великі діяння Г. становлять основне оповідання, що завершується відходом героя у світлий мир слідом за “дамою серця” Миннегагой, коли в поселеннях індіанців з’являються білі люди
Герасим - главный герой рассказа Ивана Сергеевича Тургенева "Муму". Буквально с первых строк произведения, начиная рассказ о старой барыне, сам автор выделяет его среди других персонажей: "Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим…". Описывая Герасима, Тургенев восхищается его силой и трудолюбием: "Одарённый необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках…". Однако автор наделил своего героя и ещё одним отличием - Герасим был немым. Но из рассказа мы понимаем, что в действительности "немыми" были все остальные герои, которые не имели своего мнения и своих желаний, не знали чувства собственного достоинства и были похожи на рабов. В описании характера, поступков Герасима, его взаимоотношений с другими персонажами С. Тургенев показывает нравственное превосходство этого героя. Рассказывая о Герасиме, автор сравнивает его с молодым и здоровым быком, степенным гусаком, со львом. Чтобы показать богатырскую мощь Герасима С. Тургенев использует гиперболы: "…так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой берёзовый лесок смахивать с корней долой…", "…соорудил… истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё - не погнулась бы…". Если Герасима автор сравнивает с богатырём, великаном, то остальных героев он называет "людишками". Дворовые люди старались угождать барыне, бездумно исполняя любые её прихоти, унижая себя и других. Барыня считает себя вправе распоряжаться их судьбами. Так, например, из-за её прихоти Герасим лишился сначала Татьяны, а затем и "Муму". На протяжении рассказа мы видим, что в любой ситуации герой сохраняет такие качества, как трудолюбие, честность, умение любить. Он всегда держит своё слово и имеет чувство собственного достоинства. В этом и состоит нравственное превосходство Герасима. С. Тургенев говорит о Герасиме: "он… в точности исполнял все приказания, но права свои тоже знал…". Так, послушно исполнив волю барыни, утопив "Муму", Герасим уходит в деревню. Этим он выразил свой протест против отношения барыни к своим дворовым. Самое последнее слово рассказа - "немой". С. Тургенев показывает нам, что в отличие от героев, которые могут говорить, только немой Герасим имеет голос - свой голос.
Його життя протікає в одному із племен оджибуеев, напівкочових алгонкинов. Героїчні діяння Г. викладені Лонгфелло у формі своєрідного лицарського роману. Герой робить подвиги в ім’я шляхетних цілей. Він виховувався на лоні природи, немов переймаючи її розум і гармонійність, - підтвердження розповсюдженої в XIX в. теорії Р. У. Емерсона про споріднення із природою як стані цілісності людини.
Досягши віку юного воїна, Г. шукає батька, і між ними відбувається боротьба, з якої герой поеми виходить переможцем. Великі діяння Г. становлять основне оповідання, що завершується відходом героя у світлий мир слідом за “дамою серця” Миннегагой, коли в поселеннях індіанців з’являються білі люди
Герасим - главный герой рассказа Ивана Сергеевича Тургенева "Муму". Буквально с первых строк произведения, начиная рассказ о старой барыне, сам автор выделяет его среди других персонажей: "Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим…". Описывая Герасима, Тургенев восхищается его силой и трудолюбием: "Одарённый необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках…". Однако автор наделил своего героя и ещё одним отличием - Герасим был немым. Но из рассказа мы понимаем, что в действительности "немыми" были все остальные герои, которые не имели своего мнения и своих желаний, не знали чувства собственного достоинства и были похожи на рабов. В описании характера, поступков Герасима, его взаимоотношений с другими персонажами С. Тургенев показывает нравственное превосходство этого героя. Рассказывая о Герасиме, автор сравнивает его с молодым и здоровым быком, степенным гусаком, со львом. Чтобы показать богатырскую мощь Герасима С. Тургенев использует гиперболы: "…так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой берёзовый лесок смахивать с корней долой…", "…соорудил… истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё - не погнулась бы…". Если Герасима автор сравнивает с богатырём, великаном, то остальных героев он называет "людишками". Дворовые люди старались угождать барыне, бездумно исполняя любые её прихоти, унижая себя и других. Барыня считает себя вправе распоряжаться их судьбами. Так, например, из-за её прихоти Герасим лишился сначала Татьяны, а затем и "Муму". На протяжении рассказа мы видим, что в любой ситуации герой сохраняет такие качества, как трудолюбие, честность, умение любить. Он всегда держит своё слово и имеет чувство собственного достоинства. В этом и состоит нравственное превосходство Герасима. С. Тургенев говорит о Герасиме: "он… в точности исполнял все приказания, но права свои тоже знал…". Так, послушно исполнив волю барыни, утопив "Муму", Герасим уходит в деревню. Этим он выразил свой протест против отношения барыни к своим дворовым. Самое последнее слово рассказа - "немой". С. Тургенев показывает нам, что в отличие от героев, которые могут говорить, только немой Герасим имеет голос - свой голос.