Пушкин — прежде всего поэт-лирик. Соотношение лирической поэзии и эпических жанров в его творчестве менялось, но именно лирика — наиболее яркое и глубокое выражение пушкинского гения — дает полное представление об идеалах и жизненных ценностях поэта.
Изучая лирику Пушкина, следует помнить, что каждое стихотворение уникально, неповторимо. Шедевры пушкинской лирики — сложнейший сплав, в котором все значимо: каждый образ, каждая художественная деталь, ритм, интонация, слово. Вот почему тщательный анализ текста произведений — основа правильного понимания их смысла и художественного своеобразия. Нельзя ограничиваться только тематической характеристикой стихотворений — следует изучить их образный строй, особенности жанра и стиля. Очень важно освоить образный “словарь” пушкинской лирики. В большинстве стихотворений мы находим ключевые слова-образы, за которыми стоит определенный биографический, литературный или психологический контекст. “Свобода” и “воля”, “самовластье”, “судьба”, “дружба” и “любовь”, “жизнь” и “смерть”, “море” и “берег”, “покой” и “буря", “зима”, “весна” и “осень”, “поэт” и “толпа” — в каждом из этих слов, в их смысле и звучании Пушкин находил множество красок и оттенков. Они — как бы “длинное эхо” его идей и настроений.
Емельян Пугачев и Петр Гринев в произведении Александра Сергеевича «Капитанская дочка» представлены читателям как личности непростые, сильные, имеющие железную волю. Гринев – человек честный и отважный. Он непреклонен в своих суждениях. Для Петра является невозможным предательство, ведь главное для него – сохранение офицерской чести. Конечно, у него бывают минуты слабости, как и у любого другого человека: «И чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческой». Но он преодолевает их.
Пугачев – личность историческая. В произведении читатель наблюдает, что образ Пугачева неоднозначен. Сам Гринев улавливает в нем некое обаяние. Пугачев жесток, непреклонен. Бунт – это всегда хаос и смерть. Пугачев сметает все, что приходится на его пути. Но он внезапно начинает питать симпатию к Петру. Его привлекает сила духа и честность Гринева. Пугачев жесток и великодушен одновременно. Но, возможно, его злобность вызвана условиями, в которых оказался. В чертах характера Гринева и Пугачева есть нечто похожее. Они оба – личности сильные и непростые. Быть может, встретившись при других обстоятельствах, они смогли бы стать приятелями.
Встреча Петра Гринева с Емельяном Пугачевым, на мой взгляд, стала определяющей в развитии романа. Если бы Пугачеву в тот буран встретился не Гринев, а кто-то иной, то судьба героев, наверное, сложилась бы по-иному.
Достаточно красочно и четко даны портретные описания Пугачева в повести. Когда бунтовщик появляется перед читателем в образе бедного беглеца, автор характеризует его внешность довольно нейтрально, отмечая, правда, его бегающие глаза. Совсем по-другому показан он, когда речь идет не об обычно мужике, а о самозванце, – красный казацкий кафтан, соболья шапка, сверкающие глаза, правильные и приятные черты лица. Как можно заметить, немаловажную роль играет в создании его портрета описание глаз. Пушкин постоянно заострял на этой детали внимание: "живые большие глаза так и бегали", "сверкающие глаза", "сверкнув огненными глазами", "взглянул ястребиными своими глазами". Очевидно, для автора было важным отразить в них многоликость, неоднозначность русского народа.
Пушкин применяет в романе оригинальный для описания мировоззрения своего героя – это сказка, которую Пугачев рассказывает Гриневу. Самозванцу по душе оказывается судьба орла, с которым он, бесспорно, себя ассоциирует. Для него прожить короткую жизнь, питаясь кровью, – значит прожить вольно, почувствовать "вкус свободы", которой он так дорожит. А жит по правилу ворона – значит терпеть унижения, чего он не приемлет. Но Гринев понимает смысл калмыцкой сказки иначе: оценивая действия и поступки Пугачева, он соотносит его с вороном. Гринев замечает: "Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину". Различие в понимании главной идеи сказки свидетельствует о том, что обычный "мужичок" и дворянский сын никогда не поймут жизнь одинаково.
Несмотря на то, что самозванец сумел поставить себя таким образом, что некоторые действительно видят в нем царское происхождение, в повести присутствуют и комические моменты, разоблачающие его сущность. Так, когда Савельич подходит к Пугачеву и подает ему лист бумаги, самозванец, пытаясь скрыть свою неграмотность, говорит ему: "Что так мудрено пишешь? Наши светлые очи не могут тут ничего разобрать. Где мой обер-секретарь?".
Пушкин изображает Пугачева сложной и противоречивой натурой. С одной стороны, он вор и злодей, объявленный государственным преступником, но он же справедливый и благородный человек, помнящий добро Гриневу выбраться из занятой мятежниками крепости, а потом освобождающий Машу Миронову от тирании Швабрина.
Объяснение:
Пушкин — прежде всего поэт-лирик. Соотношение лирической поэзии и эпических жанров в его творчестве менялось, но именно лирика — наиболее яркое и глубокое выражение пушкинского гения — дает полное представление об идеалах и жизненных ценностях поэта.
Изучая лирику Пушкина, следует помнить, что каждое стихотворение уникально, неповторимо. Шедевры пушкинской лирики — сложнейший сплав, в котором все значимо: каждый образ, каждая художественная деталь, ритм, интонация, слово. Вот почему тщательный анализ текста произведений — основа правильного понимания их смысла и художественного своеобразия. Нельзя ограничиваться только тематической характеристикой стихотворений — следует изучить их образный строй, особенности жанра и стиля. Очень важно освоить образный “словарь” пушкинской лирики. В большинстве стихотворений мы находим ключевые слова-образы, за которыми стоит определенный биографический, литературный или психологический контекст. “Свобода” и “воля”, “самовластье”, “судьба”, “дружба” и “любовь”, “жизнь” и “смерть”, “море” и “берег”, “покой” и “буря", “зима”, “весна” и “осень”, “поэт” и “толпа” — в каждом из этих слов, в их смысле и звучании Пушкин находил множество красок и оттенков. Они — как бы “длинное эхо” его идей и настроений.
Емельян Пугачев и Петр Гринев в произведении Александра Сергеевича «Капитанская дочка» представлены читателям как личности непростые, сильные, имеющие железную волю. Гринев – человек честный и отважный. Он непреклонен в своих суждениях. Для Петра является невозможным предательство, ведь главное для него – сохранение офицерской чести. Конечно, у него бывают минуты слабости, как и у любого другого человека: «И чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческой». Но он преодолевает их.
Пугачев – личность историческая. В произведении читатель наблюдает, что образ Пугачева неоднозначен. Сам Гринев улавливает в нем некое обаяние. Пугачев жесток, непреклонен. Бунт – это всегда хаос и смерть. Пугачев сметает все, что приходится на его пути. Но он внезапно начинает питать симпатию к Петру. Его привлекает сила духа и честность Гринева. Пугачев жесток и великодушен одновременно. Но, возможно, его злобность вызвана условиями, в которых оказался. В чертах характера Гринева и Пугачева есть нечто похожее. Они оба – личности сильные и непростые. Быть может, встретившись при других обстоятельствах, они смогли бы стать приятелями.
Встреча Петра Гринева с Емельяном Пугачевым, на мой взгляд, стала определяющей в развитии романа. Если бы Пугачеву в тот буран встретился не Гринев, а кто-то иной, то судьба героев, наверное, сложилась бы по-иному.
Достаточно красочно и четко даны портретные описания Пугачева в повести. Когда бунтовщик появляется перед читателем в образе бедного беглеца, автор характеризует его внешность довольно нейтрально, отмечая, правда, его бегающие глаза. Совсем по-другому показан он, когда речь идет не об обычно мужике, а о самозванце, – красный казацкий кафтан, соболья шапка, сверкающие глаза, правильные и приятные черты лица. Как можно заметить, немаловажную роль играет в создании его портрета описание глаз. Пушкин постоянно заострял на этой детали внимание: "живые большие глаза так и бегали", "сверкающие глаза", "сверкнув огненными глазами", "взглянул ястребиными своими глазами". Очевидно, для автора было важным отразить в них многоликость, неоднозначность русского народа.
Пушкин применяет в романе оригинальный для описания мировоззрения своего героя – это сказка, которую Пугачев рассказывает Гриневу. Самозванцу по душе оказывается судьба орла, с которым он, бесспорно, себя ассоциирует. Для него прожить короткую жизнь, питаясь кровью, – значит прожить вольно, почувствовать "вкус свободы", которой он так дорожит. А жит по правилу ворона – значит терпеть унижения, чего он не приемлет. Но Гринев понимает смысл калмыцкой сказки иначе: оценивая действия и поступки Пугачева, он соотносит его с вороном. Гринев замечает: "Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину". Различие в понимании главной идеи сказки свидетельствует о том, что обычный "мужичок" и дворянский сын никогда не поймут жизнь одинаково.
Несмотря на то, что самозванец сумел поставить себя таким образом, что некоторые действительно видят в нем царское происхождение, в повести присутствуют и комические моменты, разоблачающие его сущность. Так, когда Савельич подходит к Пугачеву и подает ему лист бумаги, самозванец, пытаясь скрыть свою неграмотность, говорит ему: "Что так мудрено пишешь? Наши светлые очи не могут тут ничего разобрать. Где мой обер-секретарь?".
Пушкин изображает Пугачева сложной и противоречивой натурой. С одной стороны, он вор и злодей, объявленный государственным преступником, но он же справедливый и благородный человек, помнящий добро Гриневу выбраться из занятой мятежниками крепости, а потом освобождающий Машу Миронову от тирании Швабрина.
Объяснение: