Рассказ «толстый и тонкий» (1883) относится к раннему периоду творчества а. п. чехова. рассказ мал по объему, так как написан необыкновенно емко и концентрированно. признанный мастер, чехов умел «коротко говорить о длинных вещах». при этом авторская позиция в рассказе намеренно не акцентирована – читатель сам может сделать выводы на основании прочитанного. жанр произведения – рассказ, написанный в лучших традициях критического реализма. в рассказе ярко проявлены черты индивидуального писательского стиля чехова: быстрое развитие сюжета, лаконичность, внимание к выразительным деталям, точность языка. проблематика рассказа в рассказе чехов показывает зависимость людей от занимаемого социального статуса и связанных с ним стереотипов мышления. автор с присущим ему тонким юмором высмеивает людей, пресмыкающихся перед должностью. главный объект осмеяния – маленький чиновник, раболепствующий, когда никто его к этому не вынуждает. чехов правдиво и беспощадно рисует картину мира «тонких», мира рабской психологии. трагизм заключается в потере такими людьми своего «я», утрате чувства личности. особенности сюжетной композиции рассказа произведение отличает предельно краткая экспозиция, выраженная одним предложением. даже из него можно сделать два вывода. во-первых, писатель использует антитезу, говоря о том, что один приятель – толстый, другой – тонкий, уже этим противопоставляя их друг другу. во-вторых. николаевская железная дорога соединяла москву и петербург; основными ее пассажирами были чиновники. можно предположить, что в рассказе пойдет речь именно о них. завязкой служит неожиданная встреча двух друзей детства – михаила и порфирия. развитие действия включает и первую искреннюю радость узнавания, и общие воспоминания о детстве, и расспросы о жизни. кульминацией произведения является момент, когда «тонкий» узнает, что «толстый» имеет чин тайного советника. в остросоциальной развязке резко меняется поведение «тонкого» и его семьи. «тонкий» начинает подобострастничать перед «толстым»: обращение на «ты» сменяется «вашим превосходительством», в речи порфирия появляется высокий стиль («милостивое внимание»). особый прием писателя – незаконченные предложения - словно позволяет услышать, как прерывается дыхание «тонкого» от почтительности. «толстого» ситуация раздражает, и он спешит расстаться с семейством «тонкого». система персонажей отличительная особенность рассказа – психологических характеристик героев. отношения между главными персонажами – «толстым» и «тонким» - основаны на противопоставлении двух героев. в повествовании отсутствует описание внешности героев, однако с выразительных штрихов чехов создал яркие образы, показав место каждого персонажа в жизни. автор подчеркивает социальное различие приятелей детства с запахов: от «толстого», пообедавшего в ресторане вокзала, пахло «хересом и флер-д'оранжем», от «тонкого» — «ветчиной и кофейной гущей». во второй части рассказа внутренний конфликт усиливается. писатель раскрывает его через противопоставление мимики героев - «толстый» «», в то время как «тонкий побледнел, окаменел», «съежился, сгорбился, сузился». у «толстого» остается прежнее обращение к порфирию на «ты», а у «тонкого» появляется «вы» - «что вы-с…». введение второстепенных персонажей жены и сына «тонкого» автору в полной мере раскрыть особенности характера порфирия. анализ стилистических особенностей рассказ написан в художественном стиле с использованием элементов разговорного стиля. раскрывая характер героев при контрастного изображения, чехов широко использует разнообразные стилистические приемы: антонимы, сравнения, метафоры, , синтаксическую антитезу, многократное повторение союза «а». на протяжении рассказа меняется речь героев: в начале повествования автор вкладывает в уста героев разговорную лексику («голубчик», «батюшки»), которая сменяется во второй части на официально-деловое обращение. как врач, как писатель, как человек, чехов вскрывает в своем произведении духовные болезни общества, призывая «по капле выдавливать из себя раба».
В повести М.А.Булгакова “Собачье сердце” центром сюжета стала история эксперимента, во время которого собаку превращают в человека. Довольно известный профессор Преображенский в своей работе много уделял времени во омоложения организма. В результате он хотел получить совершенно нового человека. Совместно с коллегой доктором Борменталем профессор проводит пересадку гипофиза скончавшегося мужчины на место мозга собаки.
Обыкновенный бездомный пес Шарик вдруг превращается в Полиграфа Полиграфовича Шарикова. К сожалению этот эксперимент оказался не таким удачным, как его себе представляли Преображенский и Борменталь.
Среда в которой обитал человек сыграла свою немалую роль в становлении личности. Шарикову перешли от собаки самые плохие качества такие, как ловля блох, бег за кошками. От человека ему передались черты пьяницы и дебошира. Это было меньшей проблемой. Революционная среда повлияла на Шарикова не лучшим образом. Преображенский пытался сделать Шарикова интеллигентным человеком, но находились люди, которые препятствовали попыткам профессора. Так Швондер становится союзником и только ухудшает ситуацию.
Со временем Шариков начинает считать, что нужно стремиться к уравниванию всего. Он приносит бумагу о том, что ему положена часть жилья профессора. Полиграф Полиграфович не стесняется грубить и доносить на человека, которому должен быть благодарен. Герой эгоистичен и хитер, когда его пытаются выгнать из квартиры, он уже имеет на руках бумаги, подтверждающие его права на жилплощадь. Ему понятна выгода проживания у профессора. В один день он приходит домой с девушкой, на которой обещает жениться. Выясняется, что Шариков соврал о себе. Узнав правду, она сбегает.
Шариков оказывается не таким глупым и как кажется на первый взгляд. Везде он находит выгоду. Полиграф Полиграфович становится не рабочим, а завотделом по отлову бездомных кошек. Его операция и шрам также играют на руку Шарикову. Когда его пытаются призвать в армию, он находит причину отказа, связанную с операцией. Где-то он выдает свой шрам за последствия боевого ранения.
Главный герой с каждым днем становится всё более наглым. Поступки Шарикова вынуждают профессора и доктора вернуть Шарику образ собаки.
В повести М.А.Булгакова “Собачье сердце” центром сюжета стала история эксперимента, во время которого собаку превращают в человека. Довольно известный профессор Преображенский в своей работе много уделял времени во омоложения организма. В результате он хотел получить совершенно нового человека. Совместно с коллегой доктором Борменталем профессор проводит пересадку гипофиза скончавшегося мужчины на место мозга собаки.
Обыкновенный бездомный пес Шарик вдруг превращается в Полиграфа Полиграфовича Шарикова. К сожалению этот эксперимент оказался не таким удачным, как его себе представляли Преображенский и Борменталь.
Среда в которой обитал человек сыграла свою немалую роль в становлении личности. Шарикову перешли от собаки самые плохие качества такие, как ловля блох, бег за кошками. От человека ему передались черты пьяницы и дебошира. Это было меньшей проблемой. Революционная среда повлияла на Шарикова не лучшим образом. Преображенский пытался сделать Шарикова интеллигентным человеком, но находились люди, которые препятствовали попыткам профессора. Так Швондер становится союзником и только ухудшает ситуацию.
Со временем Шариков начинает считать, что нужно стремиться к уравниванию всего. Он приносит бумагу о том, что ему положена часть жилья профессора. Полиграф Полиграфович не стесняется грубить и доносить на человека, которому должен быть благодарен. Герой эгоистичен и хитер, когда его пытаются выгнать из квартиры, он уже имеет на руках бумаги, подтверждающие его права на жилплощадь. Ему понятна выгода проживания у профессора. В один день он приходит домой с девушкой, на которой обещает жениться. Выясняется, что Шариков соврал о себе. Узнав правду, она сбегает.
Шариков оказывается не таким глупым и как кажется на первый взгляд. Везде он находит выгоду. Полиграф Полиграфович становится не рабочим, а завотделом по отлову бездомных кошек. Его операция и шрам также играют на руку Шарикову. Когда его пытаются призвать в армию, он находит причину отказа, связанную с операцией. Где-то он выдает свой шрам за последствия боевого ранения.
Главный герой с каждым днем становится всё более наглым. Поступки Шарикова вынуждают профессора и доктора вернуть Шарику образ собаки.