. Мастер (2073) 1 год назад2Поэма М. Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” (1837) в контексте всего творчества поэта воспринимается как своеобразный итог его работы над русским фольклором. Интерес к фольклору был характерен для русской литературы 30-х годов, когда страна переживала глубокий кризис. Находясь на перепутье, которое мрачные умы эпохи склонны были считать тупиком, русское общество пыталось найти выход, опираясь на внутренние ресурсы. Дворянская и народная культура в России были разделены глубокой пропастью, и роль посредника между ними взяла на себя литература. “Песня...” написана в особом жанре, Лермонтов стремился приблизить поэму к эпическим фольклорным сказаниям. Гусляры, тешащие “Песнью” “доброго боярина и боярыню его белолицую”, играют важнейшую роль в структуре поэмы. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества. Следовательно, нравственные позиции, с которых оцениваются персонажи “Песни.. ”, нелично авторские, а обобщенно народные. Это многократно усиливает торжество правды-матушки в сказании, ибо поступок безвестного купца Калашникова, защищавшего свою яичную честь, стал фактом народной истории. Выбор исторического периода для сюжета народной поэмы вполне объясним: Лермонтов обращается к допетровской России. Почему его заинтересовала именно эпоха Ивана IV? Этот государь стал олицетворением деспотизма, тирании и самодурства. И в эпоху николаевской деспотии понятен интерес Лермонтова к фигуре Ивана Грозного: поэт сопоставляет Русь времен древнего тирана и Россию, управляемую просвещенным государем Николаем I. Главное, что вытекает из этого сопоставления — колоссальная разница масштаба личности различных эпох.
Трудолюбивой девушке Василисе после смерти родной матери досталась колдовская кукла А когда её отец женился второй раз, то мачеха и ее дочери невзлюбили Василису. И когда они - захотели ее послать к ведьме якобы за колдовским подарком, что бы сгубить, то трудолюбие Василисы и кукла ей остаться в живых. От ведьмы Василиса получила колдовской подарок, который принесла домой. Этот ведьмин подарок ей избавиться от злой мачехи. Но оставшись одна Василиса проявила себя в том, что сумела соткать такую красивую льняную ткань, что рубашка из неё была достойна только самого царя. А увидев мастерицу (Василису) царь захотел на ней жениться. И после царской свадьбы кукла Василисе-царевне всю оставшуюся жизнь.
“Песня...” написана в особом жанре, Лермонтов стремился приблизить поэму к эпическим фольклорным сказаниям. Гусляры, тешащие “Песнью” “доброго боярина и боярыню его белолицую”, играют важнейшую роль в структуре поэмы. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества. Следовательно, нравственные позиции, с которых оцениваются персонажи “Песни.. ”, нелично авторские, а обобщенно народные. Это многократно усиливает торжество правды-матушки в сказании, ибо поступок безвестного купца Калашникова, защищавшего свою яичную честь, стал фактом народной истории.
Выбор исторического периода для сюжета народной поэмы вполне объясним: Лермонтов обращается к допетровской России. Почему его заинтересовала именно эпоха Ивана IV? Этот государь стал олицетворением деспотизма, тирании и самодурства. И в эпоху николаевской деспотии понятен интерес Лермонтова к фигуре Ивана Грозного: поэт сопоставляет Русь времен древнего тирана и Россию, управляемую просвещенным государем Николаем I. Главное, что вытекает из этого сопоставления — колоссальная разница масштаба личности различных эпох.
А когда её отец женился второй раз, то мачеха и ее дочери невзлюбили Василису. И когда они - захотели ее послать к ведьме якобы за колдовским подарком, что бы сгубить, то трудолюбие Василисы и кукла ей остаться в живых.
От ведьмы Василиса получила колдовской подарок, который принесла домой. Этот ведьмин подарок ей избавиться от злой мачехи.
Но оставшись одна Василиса проявила себя в том, что сумела соткать такую красивую льняную ткань, что рубашка из неё была достойна только самого царя.
А увидев мастерицу (Василису) царь захотел на ней жениться. И после царской свадьбы кукла Василисе-царевне всю оставшуюся жизнь.