В рассказе Астафьева говорится об обмане мальчика. В своём рассказе Астафьев говорит об ответственности человека за его слова и поступки. Бабушка посылает мальчика в лес за ягодами за вознаграждение, но его друзья съедают все ягоды и обвиняют его в жадности. Мальчик подумал, что пообещал бабушке, что собирёт ягоды и принёсет ей, а вместо этого отдал все ягоды друзьям, чтобы они его не считали жадиной. Мальчик поступает так: он наполняет корзину травой, а сверху посыпает ягодами, что бы бабушка его не наказала. Из-за страха к этому, мальчик даже не решается пойти домой. Потом мальчику всётаки приходится прийти домой. Мальчик думает, что наказания ему не избежать и терпит бабушкины руганья. Но вместо того, чтобы ругать мальчика, бабушка даёт ему тот обещанй подарок- пряник коня с розовой гривой. Бабушка дала Мальчику очень хороший урок. Я могу привести пример. Как-то раз я пообещала маме получить за контрольную по математике хорошую оценку, но получилось на оборот. Чтобы избежать наказания, я не сказала маме об этом. Но на следующий день мама узнала обо всём и даже не наругала меня. Конечно она говорила, что как это важно хорошо учится. Но я понимала, что маме надо высказать всё, что у неё накапилось за последнее время. Потом мы с мамой поехали в магазин животных и она разрешила мне взять себе животного, хотя она их недолюбливала. Вот так она мне и дала урок. Этот случай очень похож на тот, что повествуется в рассказе.
Неподалёку от ханского дворца в Бахчисарае возвышается воздвигнутая в восточном вкусе гробница с полусферическим куполом. Есть народное в Крыму предание, что памятник этот поставлен ханом Керим-Гиреем над одною из пленниц, которую он необычайно любил. Это, говорят, была полька из рода Потоцких. Автор прекрасно написанной и имеющей научное достоинство книги: «Путешествие по Крыму», Муравьёв-Апостол, утверждает, что вышеприведённое сказание не имеет исторической основы и что памятник поставлен над какою-то умершею грузинкою; — но основательно ли мнение самого автора «Путешествия по Крыму»? По крайней мере, довод его, что будто бы татары в середине XVIII столетия не могли так легко захватывать пленниц из дома Потоцких, нельзя признать за достаточный. Известны последние возмущения казацкие на Украине, откуда немало людей выселено и продано соседним татарам. В Польше многие шляхетские фамилии именуются Потоцкими, и упоминаемая выше пленница, будучи Потоцкою, могла и не принадлежать к долу владетелей Умани, который был для наездов татарских и наскоков казацких менее доступен. Из народных рассказов о бахчисарайском памятнике Пушкин почерпнул сюжет для известной поэмы своей: «Бахчисарайский фонтан».