Сочинение по литературе. Печорин - герой нашего времени Само название романа говорит о том, что Лермонтову хотелось глубже вникнуть в общественную жизнь своего времени. 30-е годы XIX века, сменившие время декабристов,— это годы николаевской реакции. Главная проблема этого романа — судьба мыслящего, талантливого человека, который не мог найти себе применение в условиях общественного застоя. Белинский назвал его “умной ненужностью”, “нравственным калекой”. Главная проблема этого романа — судьба мыслящего, талантливого человека, который не смог найти себе применение в условиях общественного застоя. Белинский назвал его “умной ненужностью”, “нравственным калекой”. Лермонтов показал Печорина как бы через историю “души человеческой” через его судьбу. Образ Печорина “как героя своего времени” раскрывается во взаимоотношениях с другими персонажами, которые не похожи ни по характеру, ни по положению на Печорина. Особое значение имеет и смена лиц, ведущих повествование. Сначала о Печорине рассказывает Максим Максимыч, “проезжий офицер”. Потом о нем говорит автор-рассказчик, а дальше Печорин раскрывается в своих дневниках. Уже сам портрет Печорина характеризует его как незаурядную личность. Глаза у него “не смеялись, когда он смеялся”. Он словно соткан из противоречий: то он смел, энергичен, настойчив, то тих и кроток, углублен в себя. Так же неровен он в отношениях с людьми, и эти отношения еще больше подчеркивают противоречивость натуры Печорина. Есть в Печорине качества, привлекающие людей, с которыми ему приходится общаться. Бывают ситуации, когда он даже выгодно отличается от других. Печорин, с кем бы он ни общался, производит на всех впечатление, не прилагая к тому больших усилий. Грушницкому же нужно затратить множество усилий, чтобы обратить на себя внимание. Поведение Грушницкого вызывало чувство раздражения у Печорина. Весь свой ум, энергию он употребил ради мелкого, ничтожного удовольствия: “побесить” Грушницкого. Печорин приложил все усилия, чтобы Мери полюбила его. Пустота жизни заставляет его действовать ради ощущения жизни, что и привело к дуэли с Грушницким. Из всех героев романа Вернер ближе всех к Печорину по своему интеллектуальному уровню. Он умный, проницательный, так же, как и у Печорина, у Вернера иронический склад ума. Вернер — единственный человек, с которым Печорину легко и просто. Они понимают друг друга с полуслова, и Печорин дорожит мнением Вернера. В дуэли Печорина с Грушницким Вернер выступает в роли секунданта, но исход дуэли пугает его, и Вернер решает проститься с Печориным. Ни глубокой любви, ни настоящей привязанности Печорин не испытывает ни к кому из женщин. С Бэлой он обращается, как с надоевшей игрушкой. Играя на предрассудках и инстинктах горцев, Печорин тратит свой ум, энергию на цель, недостойную порядочного человека.
Григорий Печорин
Возраст
26 лет:
«…Дожив без цели, без трудов / До двадцати шести годов…»
25 лет:
«...молодой человек лет двадцати пяти...»
Внешность
Следит за модой:
«...Острижен по последней моде; / Как dandy лондонский одет...»
Хорош собой:
«...он был вообще очень недурен...»
Глаза героев
«...Как только вспомню взгляд холодный...»
«...карие глаза <...> они не смеялись, когда он смеялся!..»
Происхождение и занятия героев
Оба богатые дворяне
«...Долгами жил его отец, / Давал три бала ежегодно...»
«...у меня есть лакеи и деньги!..»
Оба из Петербурга
«... Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах Невы...»
«... вы, победители петербургские...»
Оба из высшего общества
«...Ага! давно ж ты не был в свете...»
«...От света вновь отрекся он...»
«...верно, она вас встречала в Петербурге, где-нибудь в свете...»
Оба выросли в роскоши
«... Забав и роскоши дитя...»
«... Среди вседневных наслаждений...»
«...я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги...»
Характеры героев
Оба странные
«... Неподражательная странность...»
«...Вы странный человек!..»
В обществе они считаются милыми людьми
«...Свет решил, / Что он умен и очень мил...»
«...слыву добрым малым!..»
Оба умные
«... Резкий охлажденный ум...»
«...вот нас двое умных людей...»
Оба ветреные
«...молодой повеса...»
«... И хоть он был повеса пылкой ...»
«...Да, я всегда знал, что он ветреный человек...»
Оба умеют обольщать женщин
«…Как рано мог он лицемерить, / Таить надежду, ревновать, / Разуверять, заставить верить, / Казаться мрачным, изнывать...»
«...ничей взор не обещает столько блаженства; никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами...»
Оба устали от красавиц
«...Красавицы не долго были / Предмет его привычных дум...»
«...влюблялся в светских красавиц и был любим – но <...> сердце осталось пусто...»
Оба устали от общества
«...Ему наскучил света шум...»
«...вы дичитесь всех так, что ни на что не похоже...»
Оба устали от наук
«... Читал, читал, а всё без толку [...] / Как женщин, он оставил книги...»
«...Я стал читать, учиться – науки также надоели...»
Оба зевают от скуки
«...Отворотился – и зевнул, / И молвил: «Всех пора на смену...»
«...Утомленный долгой речью, я закрыл глаза и зевнул...»
Оба разочарова-лись в дружбе
«... Друзья и дружба надоели...»
«...я к дружбе не
Оба потеряли интерес к жизни
«... Но к жизни вовсе охладел...»
"...Что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно...»
Оба эгоисты
«...Ты в руки модного тирана / Уж отдала судьбу свою...»
"...по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя..."
Оба не хотят жениться
"...Супружество нам будет мукой. / Я, сколько ни любил бы вас, / Привыкнув, разлюблю тотчас..."
«...как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, – прости любовь!..»
Оба несчастны
«…Но был ли счастлив мой Евгений […]? Нет: рано чувства в нем остыли…»
«...если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив...»