А. С. Пушкин, наверное, самое значимое имя в истории русской литературы. До этого поэта еще никто не осмеливался соединить два жанра в одном произведении. Пушкин же сделал это, оставив после себя новаторский роман в стихах — «Евгений Онегин», который стал классикой не только русской, но и мировой литературы.
Это произведение было создано в 1830 году. Таким образом, оно описывает эпоху начала 19 века. Это время ознаменовано восстанием декабристов и последовавшей вслед за ним реакцией.
Произведение названо именем главного героя, молодого петербуржского аристократа. Считается, что именно Онегин явился родоначальником образа «лишнего человека» в русской литературе.
Первая глава рассказывает нам о воспитании, образовании, образе жизни героя. Ей предшествует эпиграф из стихотворения Вяземского «И жизнь торопится и чувствовать спешит». Он как нельзя лучше характеризует жизнь Онегина в Петербурге.
Главный герой — человек, принадлежащий к высшему свету Петербурга. Как полагается детям из благородных семей, его воспитывали французские гувернеры. Итогом этого воспитания стали такие достоинства Онегина:
Основной конфликт поэмы строится на противопоставлении образов "неба" и земли", а также на внутреннем конфликте главного героя. Он заключается в потребности абсолютной свободу, которую он так и не смог обрести. Это конфликт идеалов.
Монастырь (и монахи) не могли обеспечить ему необходимого душевного комфорта, истинной свободы духа. Мцыри ее воспринимает иначе. Великолепие природы близко ему, но ему нужно и многое другое: родину, семью, самоуважение.
Герой мечтает обрести дом, родных, которых
"видел у других, а у себя не находил",
его тревожит то, что никому не мог сказать
"священных слов отец и мать".
Параллельно с раздумьями о реальных родителях, "друге иль брате", "молодых сестрах" проходит символический мотив дружбы, братских, сестринских объятий: "две сакли, казалось, приросли к скале" "дружною четой".
От созерцания природы в герое пробуждаются не до конца осознаваемые им переживания. Он пытается слиться с природой и получает огромное наслаждение от близости с ней: "И было сердцу моему Легко, не знаю почему... " Картины природы вызывают у Мцыри воспоминания о его родине:
"И вспомнил я отцовский дом,
Ущелье наше и кругом
В тени рассыпанный аул... "
В лермонтовской поэме "Мцыри" важны не так монахи, как сам монастырь, который становится синонимом общества, похожего на тюрьму, сковывающего свободу человека. Нельзя не согласиться с тем, что монастырь в поэме выступает в своем прямом значении - место уединенного общения с Богом, дающего шансы преодолеть противоречие между телом и душой.
Мцыри отрицает эту возможность достижения гармонии, потому что она требует смирения, отказа от полноты и свободы романтической личности. Но в то же время монастырь подтверждает и оправдывает необходимость подчинения личности внешним силам. С этим Мцыри мириться не может. Первобытное, инстинктивное влечение к свободе заставляет наполнить "миг" иным содержанием, придать ему статус "вечности". Мцыри устремлен к многозначному говорящему миру, в котором он бесконечно одинок:
"Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал... "
Таким мы видим его в начале поэмы.. .
Мцыри пришлось уйти из мира людей, преобразить свою человеческую натуру, сделать шаг, в сторону "озверения", с одной стороны, и преодоления своей "телесности" - с другой. И все это постичь ему свободу.
По этой причине его понятие "свободы" не убедительно . В таком виде ее не с кем делить, нечему противопоставить, поэтому она становится просто не нужна. В поэме "Мцыри" тема свободы развита и как желанный идеал, но и как нечто такое, что находится "выше мира", иллюзорное, сверхчеловеческое.
Внутренний конфликт между идеалом и действительностью, свободой и несвободой, одиночеством и потребностью в люби, уважении и признании - это, на мой взгляд, и есть основной мотив конфликта в поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри".
А. С. Пушкин, наверное, самое значимое имя в истории русской литературы. До этого поэта еще никто не осмеливался соединить два жанра в одном произведении. Пушкин же сделал это, оставив после себя новаторский роман в стихах — «Евгений Онегин», который стал классикой не только русской, но и мировой литературы.
Это произведение было создано в 1830 году. Таким образом, оно описывает эпоху начала 19 века. Это время ознаменовано восстанием декабристов и последовавшей вслед за ним реакцией.
Произведение названо именем главного героя, молодого петербуржского аристократа. Считается, что именно Онегин явился родоначальником образа «лишнего человека» в русской литературе.
Первая глава рассказывает нам о воспитании, образовании, образе жизни героя. Ей предшествует эпиграф из стихотворения Вяземского «И жизнь торопится и чувствовать спешит». Он как нельзя лучше характеризует жизнь Онегина в Петербурге.
Главный герой — человек, принадлежащий к высшему свету Петербурга. Как полагается детям из благородных семей, его воспитывали французские гувернеры. Итогом этого воспитания стали такие достоинства Онегина:
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно…
Нет, не согласна.
Основной конфликт поэмы строится на противопоставлении образов "неба" и земли", а также на внутреннем конфликте главного героя. Он заключается в потребности абсолютной свободу, которую он так и не смог обрести. Это конфликт идеалов.
Монастырь (и монахи) не могли обеспечить ему необходимого душевного комфорта, истинной свободы духа. Мцыри ее воспринимает иначе. Великолепие природы близко ему, но ему нужно и многое другое: родину, семью, самоуважение.
Герой мечтает обрести дом, родных, которых
"видел у других, а у себя не находил",
его тревожит то, что никому не мог сказать
"священных слов отец и мать".
Параллельно с раздумьями о реальных родителях, "друге иль брате", "молодых сестрах" проходит символический мотив дружбы, братских, сестринских объятий: "две сакли, казалось, приросли к скале" "дружною четой".
От созерцания природы в герое пробуждаются не до конца осознаваемые им переживания. Он пытается слиться с природой и получает огромное наслаждение от близости с ней: "И было сердцу моему Легко, не знаю почему... " Картины природы вызывают у Мцыри воспоминания о его родине:
"И вспомнил я отцовский дом,
Ущелье наше и кругом
В тени рассыпанный аул... "
В лермонтовской поэме "Мцыри" важны не так монахи, как сам монастырь, который становится синонимом общества, похожего на тюрьму, сковывающего свободу человека. Нельзя не согласиться с тем, что монастырь в поэме выступает в своем прямом значении - место уединенного общения с Богом, дающего шансы преодолеть противоречие между телом и душой.
Мцыри отрицает эту возможность достижения гармонии, потому что она требует смирения, отказа от полноты и свободы романтической личности. Но в то же время монастырь подтверждает и оправдывает необходимость подчинения личности внешним силам. С этим Мцыри мириться не может. Первобытное, инстинктивное влечение к свободе заставляет наполнить "миг" иным содержанием, придать ему статус "вечности". Мцыри устремлен к многозначному говорящему миру, в котором он бесконечно одинок:
"Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал... "
Таким мы видим его в начале поэмы.. .
Мцыри пришлось уйти из мира людей, преобразить свою человеческую натуру, сделать шаг, в сторону "озверения", с одной стороны, и преодоления своей "телесности" - с другой. И все это постичь ему свободу.
По этой причине его понятие "свободы" не убедительно . В таком виде ее не с кем делить, нечему противопоставить, поэтому она становится просто не нужна. В поэме "Мцыри" тема свободы развита и как желанный идеал, но и как нечто такое, что находится "выше мира", иллюзорное, сверхчеловеческое.
Внутренний конфликт между идеалом и действительностью, свободой и несвободой, одиночеством и потребностью в люби, уважении и признании - это, на мой взгляд, и есть основной мотив конфликта в поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри".