Напишіть невеликий твір на запропоновану тему, взявши за основу прочитане оповідання одного з авторів: І, Нечуя-Левицького "Вітрогон", Б. Грінченка. «Украла», Оксани Сайко. «Гаманець", Галини Кирпи. «Мій тато став зіркою». 2.Нагадую: твір має таку будову: вступ(пояснити, чому обрали саме цей твір), основну частину(розкрити тему, керуючись змістом оповідання), висновок(власна думка щодо дитинства героя оповідання, на основі якого ви пишете твір)
Война звучит отрывочно, фрагментарно в
воспоминаниях Акимыча и занимает в рассказе
всего несколько строк:
"Тогда же выяснилось, что мы с Акимычем,
оказывается, воевали в одной и той же
горбатовской третьей армии, участвовали в
"Багратионе", вместе ликвидировали Бобруйский,
а затем и Минский котлы, брали одни и те
же белорусские и польские города".
Акимыч был тяжело ранен: контужен.
Контузия для Акимыча не бесследно,
(война оставила тяжелый след в нём).
В минуты сильного волнения, стресса, он
терял говорить.
Именно в такой момент встретил рассказчик
Акимыча.
Взволнованный Акимыч ничего не мог объяснить,
но привёл рассказчика к школьной ограде где
"В грязном придорожном кювете валялась кукла.
Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги.
Большая и все еще миловидная лицом,
с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых
по-детски губах.
Но светлые шелковистые волосы на голове
были местами обожжены, глаза выдавлены,
а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно
быть, сигаретой".
Объяснение:
- прочтём отрывки из стихотворений поэтов,
- сравним их, определив фонетические, синтаксические, лексические средства выразительности речи,
- сделаем вывод об особенностях поэтической манеры каждого автора.
Батюшков в 1816 году.
Портрет В. А. Жуковского. Орест Кипренский, 1816 год.
Рис.2
Батюшков «Мой гений». Жуковский «Желание».
Я помню голос милых слов, О предел очарованья!
Я помню очи голубые, Как прелестна там весна!
Я помню локоны златые Как от юных роз дыханья
Небрежно вьющихся власов. Там душа оживлена!
Моей пастушки несравненной Полечу туда... напрасно!
Я помню весь наряд простой, Нет путей к сим берегам;
И образ милый, незабвенный, Предо мной поток ужасный
Повсюду странствует со мной. Грозно мчится по скалам.
Оба стихотворения написаны в романтическом ключе, но у Батюшкова аллитерация ( мн-л, м-л-л, мн-л…)
показывает нежность, сладостность гармоничность с любимой. Синтаксический параллелизм (я помню)
и обратный порядок слов подчёркивают очарованность милой девушкой, и любование ею. Образ любимой создаётся метафорами, эпитетами, олицетворениями («локоны златые», «голос милых слов», «образ милый… повсюду странствует со мной»). Свою прекрасную возлюбленную поэт не забудет никогда.
У Жуковского аллитерация (рдл-р-рл, стн…) передаёт бодрость, живость картины. Пауза в 5 строке – образ пропасти. Синтаксический параллелизм и обратный порядок слов подчёркивают отсутствие дороги назад, восклицательные предложения создают эмоциональный подъём в речи, антитеза 1 и2 части строфы подчёркивается эпитетами, метафорой, олицетворениями анафорой:«предел очарованья», прелестна-ужасный, «юных роз дыханье»). Любовь у поэта - это воспоминание, оно в и пути к тем берегам нет. Как нет гармонии между настоящим и будущим.