Творчество классика русской литературы графа А.К.Толстого нельзя назвать неизученным. И хотя в сознании массового читателя Толстой – это, прежде всего, поэт и драматург, к его прозе неоднократно обращались различные исследователи. В их числе Г.И.Стафеев, Д.А.Жуков, И.Г.Ямпольский, В.И.Кулешов, М.Г.Альтштуллер, И.В.Карташова, А.В.Федоров, С.Ф.Васильев и др. Наблюдения, сделанные ими, представляются ценными и учитываются в данной диссертации. Вместе с тем в изучении прозы Толстого остается еще немало неясных и открытых вопросов. Ранняя фантастическая и историческая проза традиционно рассматривается как два изолированных и самостоятельных этапа в творчестве писателя; связи ранней прозы Толстого с его романом не становились предметом специального исследования. До сих пор ввиду своей сложности наименее освещенными остаются вопросы о жанровой природе произведений Толстого и творческой эволюции писателя. Хотя о фантастической прозе Толстого существуют специальные работы, она еще не вполне раскрыта как художественное единство.
Проза Толстого представляет большое разнообразие жанровых форм и художественных решений. В ней раскрывается осмысление писателем современной российской действительности и национально-исторического поднимаются вечные вопросы любви, добра, справедливости, веры, творчества. В то же время, являя жанровое разнообразие, проза Толстого отличается внутренним единством. У писателя не было намеренного отказа в зрелый период от фантастики и перехода к историческим произведениям, эта динамика представляется вполне естественной. Предпосылки исторического романа закладываются в ранней фантастике, а фантастические элементы органично вписываются в исторический роман. Обращаясь к художественным произведениям, созданным Толстым в тот или иной период его творчества, представляется необходимым более подробно исследовать их жанровые особенности, а также проследить становление образов героев и развитие различных тем, идей и мотивов. Все это непосредственно отражает творческую эволюцию Толстого. Особенный интерес для исследования в этом свете приобретает ранняя фантастическая проза, в которой закладываются основы художественных образов и характеров, развиваемых Толстым в дальнейшем, а кроме этого формируется авторская манера и вырабатывается основные художественные принципы творчества, реализованные в последующих произведениях разных жанров.
БАБА ЯГА — сначала была положительным персонажем древней русской мифологии. Она считалась прародительницей рода, хранительницей его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада, и присматривала при этом и за подрастающим поколением. Она считалась одной из наиболее значимых берегинь.
Когда на Руси появилось христианство, то Бабе Яге, как и остальным языческим богам, стали приписывать отрицательные качества и намерения.
И из берегини рода Баба Яга модифицировалась в гнусную и зловредную старуху. Ей приписали высокий рост, костяную ногу, деревянную клюку, изогнутый в виде клюва нос и торчащие изо рта зубы, растрепанные косматые волосы. Передвигается Баба Яга только в ступе. Живет в лесу в избушке на курьих ножках, вокруг которой забор из человеческих костей.
Но не смотря ее устрашающий облик, ее колдовство, могущество, стремление зажарить в печи человека, забредшего к ней случайно, она гостеприимно встречает и Ивана-царевича, и Ивана — крестьянского сына и им: и в бане выпарит, и накормит, и спать уложит, и даст путеводный клубок. (Ну чем не радушная, добрая и внимательная бабушка?)
Сказочным героям Баба Яга подсказывает, где и как найти заколдованное богатырское оружие, как победить Кащея Бессмертного и освободить красавицу из его плена.
Дети, которые попадали к этой страшной колдунье, всегда преодолевали самые, казалось бы, безвыходные положения. Все ее злое коварство пропадает даром, и из похитительницы она превращается в дарительницу.
И никого она никогда не съела, то есть и в сформировавшейся после принятия христианства интерпретации образа Бабы Яги все таки сохранилось воздействие прежних представлений о Бабе-берегине.
Творчество классика русской литературы графа А.К.Толстого нельзя назвать неизученным. И хотя в сознании массового читателя Толстой – это, прежде всего, поэт и драматург, к его прозе неоднократно обращались различные исследователи. В их числе Г.И.Стафеев, Д.А.Жуков, И.Г.Ямпольский, В.И.Кулешов, М.Г.Альтштуллер, И.В.Карташова, А.В.Федоров, С.Ф.Васильев и др. Наблюдения, сделанные ими, представляются ценными и учитываются в данной диссертации. Вместе с тем в изучении прозы Толстого остается еще немало неясных и открытых вопросов. Ранняя фантастическая и историческая проза традиционно рассматривается как два изолированных и самостоятельных этапа в творчестве писателя; связи ранней прозы Толстого с его романом не становились предметом специального исследования. До сих пор ввиду своей сложности наименее освещенными остаются вопросы о жанровой природе произведений Толстого и творческой эволюции писателя. Хотя о фантастической прозе Толстого существуют специальные работы, она еще не вполне раскрыта как художественное единство.
Проза Толстого представляет большое разнообразие жанровых форм и художественных решений. В ней раскрывается осмысление писателем современной российской действительности и национально-исторического поднимаются вечные вопросы любви, добра, справедливости, веры, творчества. В то же время, являя жанровое разнообразие, проза Толстого отличается внутренним единством. У писателя не было намеренного отказа в зрелый период от фантастики и перехода к историческим произведениям, эта динамика представляется вполне естественной. Предпосылки исторического романа закладываются в ранней фантастике, а фантастические элементы органично вписываются в исторический роман. Обращаясь к художественным произведениям, созданным Толстым в тот или иной период его творчества, представляется необходимым более подробно исследовать их жанровые особенности, а также проследить становление образов героев и развитие различных тем, идей и мотивов. Все это непосредственно отражает творческую эволюцию Толстого. Особенный интерес для исследования в этом свете приобретает ранняя фантастическая проза, в которой закладываются основы художественных образов и характеров, развиваемых Толстым в дальнейшем, а кроме этого формируется авторская манера и вырабатывается основные художественные принципы творчества, реализованные в последующих произведениях разных жанров.
Когда на Руси появилось христианство, то Бабе Яге, как и остальным языческим богам, стали приписывать отрицательные качества и намерения.
И из берегини рода Баба Яга модифицировалась в гнусную и зловредную старуху. Ей приписали высокий рост, костяную ногу, деревянную клюку, изогнутый в виде клюва нос и торчащие изо рта зубы, растрепанные косматые волосы.
Передвигается Баба Яга только в ступе. Живет в лесу в избушке на курьих ножках, вокруг которой забор из человеческих костей.
Но не смотря ее устрашающий облик, ее колдовство, могущество, стремление зажарить в печи человека, забредшего к ней случайно, она гостеприимно встречает и Ивана-царевича, и Ивана — крестьянского сына и им: и в бане выпарит, и накормит, и спать уложит, и даст путеводный клубок. (Ну чем не радушная, добрая и внимательная бабушка?)
Сказочным героям Баба Яга подсказывает, где и как найти заколдованное богатырское оружие, как победить Кащея Бессмертного и освободить красавицу из его плена.
Дети, которые попадали к этой страшной колдунье, всегда преодолевали самые, казалось бы, безвыходные положения. Все ее злое коварство пропадает даром, и из похитительницы она превращается в дарительницу.
И никого она никогда не съела, то есть и в сформировавшейся после принятия христианства интерпретации образа Бабы Яги все таки сохранилось воздействие прежних представлений о Бабе-берегине.