Задумывались ли мы над тем, читая стихи А.Блока, современен ли его образ «прекрасной дамы»? Держу в руках сборник «Стихи о Прекрасной Даме» - это центральный цикл первого тома. Его написал молодой Блок, влюбленный в дочь великого химика Менделеева, Любовь Дмитриевну. Каждая строчка этого цикла отличается не только любовным содержанием, но и глубоким философским смыслом. Поэт- романтик говорит нам о том, что любовь к миру открывается через любовь к женщине. Мы, молодое поколение 21 века, о таком даже и не помышляем. Поэт показывает нам, что облик его героини многопланов, но все-таки это реальная женщина. «Она стройна и высока», /всегда надменна и сурова». Герой видит ее «каждый день издалека», любуется ею, не смеет к ней подойти. И в то же время это женщина-мечта, «красота неизреченная», «непостижимая тайна», «грусть невысказанных намеков». И у меня щемит сердце, потому что с такой историей любви никто из моих сверстников никогда не сталкивался. И постепенно в молодом Блоке просыпается поэт-символист. И его история вполне реальной любви, описанная в этом сборнике, перерастает в романтико-символический миф. И лирический герой, олицетворяющий все земное, противопоставлен небесной героине, Прекрасной Даме. И она Прекрасная Дама, Святая Дева, проплывает мимо него:
Прозрачные, неведомые тени К тебе плывут, и с ними Ты плывешь, В объятия лазурных сновидений, Невнятных нам, — Себя Ты отдаешь.
Герой преклоняется перед символом всего возвышенно-прекрасного, он как средневековый рыцарь готов ей служить. Чтобы возвысить её, он еще больше принижает себя, потому что он человек земной, грешный.
Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд, Там жду я Прекрасной Дамы В мерцанье красных лампад.
Я закрываю сборник стихов и понимаю, что образ блоковской Прекрасной Дамы для нас недосягаем. Конечно, когда героиня спускается с «небес», мы уже видим Незнакомку, живущую на земле, которая вынуждена пребывать в мире пошлости и грязи:
Средь этой пошлости таинственной, Скажи, что делать мне с тобой — Недостижимой и единственной, Как вечер дымно-голубой?
И такой образ нам становится ближе и понятнее, потому что, к сожалению, он нам знаком. Ведь мы понимаем, что мечта и действительность несовместимы, в мире быта нет места идеалу.
двухсестная карета - двухместная карета
бюстры - люстры
буреметры - барометры
мерлюзьи - верблюжьи
нимфозории - имфузории
египетские керамиды - египетские пирамиды
тужурные жилетки - тужурка - это короткая куртка
мелкоскоп - микроскоп
верояция - вариация
преламут - перламутр
свистовые казаки - вестовые
валдахин - балдахин
Аболон Полведерский - Аполлон Бельведерский
пубель - пудель
тугамент - документ
студинг - пудинг
клеветон - фельетон
грандеву - рандеву
Твердиземное море - Средиземное море
часы с трепетиром- часы с репетиром
пальто с ветряной нахлобучкою - пальто с капюшоном
презент - брезент
буфта - бухта
полшкипер - подшкипер
курица с рысью - курица с рисом
щиглеты - щтиблеты
долбица - таблица
граф Кисельвроде - граф Нессельроде
казамат - каземат
кавриль - кадриль
мантон - манто
ногавочки - носки
укушетка - кушетка
гроботочивый - мироточивый
Задумывались ли мы над тем, читая стихи А.Блока, современен ли его образ «прекрасной дамы»? Держу в руках сборник «Стихи о Прекрасной Даме» - это центральный цикл первого тома. Его написал молодой Блок, влюбленный в дочь великого химика Менделеева, Любовь Дмитриевну. Каждая строчка этого цикла отличается не только любовным содержанием, но и глубоким философским смыслом. Поэт- романтик говорит нам о том, что любовь к миру открывается через любовь к женщине. Мы, молодое поколение 21 века, о таком даже и не помышляем. Поэт показывает нам, что облик его героини многопланов, но все-таки это реальная женщина. «Она стройна и высока», /всегда надменна и сурова». Герой видит ее «каждый день издалека», любуется ею, не смеет к ней подойти. И в то же время это женщина-мечта, «красота неизреченная», «непостижимая тайна», «грусть невысказанных намеков». И у меня щемит сердце, потому что с такой историей любви никто из моих сверстников никогда не сталкивался. И постепенно в молодом Блоке просыпается поэт-символист. И его история вполне реальной любви, описанная в этом сборнике, перерастает в романтико-символический миф. И лирический герой, олицетворяющий все земное, противопоставлен небесной героине, Прекрасной Даме. И она Прекрасная Дама, Святая Дева, проплывает мимо него:
Прозрачные, неведомые тени
К тебе плывут, и с ними
Ты плывешь,
В объятия лазурных сновидений,
Невнятных нам, —
Себя Ты отдаешь.
Герой преклоняется перед символом всего возвышенно-прекрасного, он как средневековый рыцарь готов ей служить. Чтобы возвысить её, он еще больше принижает себя, потому что он человек земной, грешный.
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд,
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцанье красных лампад.
Я закрываю сборник стихов и понимаю, что образ блоковской Прекрасной Дамы для нас недосягаем. Конечно, когда героиня спускается с «небес», мы уже видим Незнакомку, живущую на земле, которая вынуждена пребывать в мире пошлости и грязи:
Средь этой пошлости таинственной,
Скажи, что делать мне с тобой —
Недостижимой и единственной,
Как вечер дымно-голубой?
И такой образ нам становится ближе и понятнее, потому что, к сожалению, он нам знаком. Ведь мы понимаем, что мечта и действительность несовместимы, в мире быта нет места идеалу.