Князь Александр был сыном Ярослава, внуком Всеволода. Получил прозвище «Невский» за битву со шведами. Он был очень красив, силен и отличался большим умом. Атександр Невский посвятил свою жизнь борьбе с захватчиками, сам же верил искренне в бога и не отличался агрессивностью. Слух о его могуществе распространился за пределами Руси. Когда князь Александр узнал о том, что шведы готовятся к нападению, он «разгорелся сердцем» и встал на защиту Родины. Автор говорит, что Бог Александру, так он утверждает торжество христианства. Александр победил короля, а в скором времени сражался с немцами. Тоже одержал победу. Александр Невский всегда имел верных соратников, которые отличались мужеством, силой, искренне служили общему делу. Всегда на стороне князя были высшие силы, Бог. Особенным был его последний подвиг. Он защищал Русь от нападок хана Батыя, ему удалось «отмолить людей от беды той», то есть от попыток Батыя заставить россиян «воевать вместе с ним». Основное его воинское правило: «Не в силе Бог, но в правде». Он всегда старался быть справедливым, искренне заботился о благополучии людей. После его кончины люди скорбели, считали, что потеряли «солнце земли Суздальской». «И были вопль, и кричание, и тоска, так никогда не бывало. И земля сотрясалась». Такова была любовь людей к этому князю, который впоследствии был причислен к лику святых.
Стихотворение «К Чаадаеву» было написано Пушкиным в «петербургский» период, в 1818 году. В это время поэт находился под сильным влиянием декабристских идей. Под их воздействием создается его вольнолюбивая лирика этих лет, в том числе программное стихотворение «К Чаадаеву». Жанр — дружеское послание.В стихотворении «К Чаадаеву» звучит тема вольности и борьбы с самодержавием. Оно отражает те взгляды и политические настроения, которые объединяли Пушкина с его другом П. Я. Чаадаевым и со всеми передовыми людьми его времени. Не случайно стихотворение широко распространялось в списках, служило средством политической агитации.Сюжет. В начале послания Пушкин говорит о том, что быстро исчезли надежды, которые возникли в обществе в первые годы царствования Александра I. Гнет «власти роковой» (ужесточение политики императором после войны 1812 года) заставляет людей передовых взглядов и свободолюбивых настроений с особой остротой чувствовать «призваньё отчизны» и нетерпеливо ожидать «минуты вольности святой». Поэт призывает «отчизне посвятить души прекрасные порывы...», бороться за ее свободу. В конце стихотворения выражается вера в неизбежность падения самодержавия и в освобождение русского народа:Товарищ, верь: взойдет она,Звезда пленительного счастья,Россия вспрянет ото сна,И на обломках самовластьяНапишут наши имена!Новаторство Пушкина состоит в том, что в этом стихотворении он соединил гражданственный, обличительный пафос с почти интимными переживаниями лирического героя. Первая строфа заставляет вспомнить образы и эстетику сентименталистской и романтической элегии. Однако начало следующей строфы резко меняет ситуацию: разочарованной душе противопоставлена душа, полная мужества. Становится ясно, что речь идет о жажде свободы и борьбы; но в то же время фраза «горит желанье» намекает, как кажется, и на то, что речь идет о нерастраченной силе любовного чувства. Третья строфа соединяет образы политической и любовной лирики. В двух заключительных строфах любовная фразеология сменяется гражданственно- патриотическими образами.Если идеалом для декабристской поэзии был герой, добровольно отказывающийся от личного счастья ради счастья родины, и с этих позиций осуждалась любовная лирика, то у Пушкина политическая и любовная лирика не противопоставлялись друг другу, а сливались в общем порыве свободолюбия.