На мой взгляд, тема рассказа – это преодоление страха смерти. Вечная проблема страха смерти и отчаяния перед её лицом становится предметом исследования. Набоков выбирает очень трагическую ситуацию - отец, теряющий сына. Это горе неестественно и потому безутешно. Смерть сына – воплощение вечного человеческого страха, победа над жизнью. В решении умереть самому действует другая цель смерти – смерть-избавительница. Так что даже страх смерти не останавливает героя.
Поэтому основная мысль заключена в поэтике рассказа в целом, во всех его художественных приёмах. Отбрасывая для себя как утешение в беде религию и общество, культуру в целом, герой останавливается у края пропасти, очарованный красотой природы. Но сказать, что его природа или красота – слишком примитивно. Сама жизнь побеждает смерть
Понимание рассказа упирается в понимание его заголовка. Прежде всего, Рождество – это время, когда в рассказе происходит событие. Действие (в основном, внутреннее) занимает сутки: с вечера, предшествующего сочельнику, до вечера сочельника. Трагическая ирония состоит в том, что для героя это антирождество – конец жизни индивидуальной стал причиной принятия решения о добровольной смерти. Все ценности христианства (Бог родился, чтобы жил человек) отброшены героем. Но индивидуальную человеческую смерть побеждает буйство природы.
На мой взгляд, тема рассказа – это преодоление страха смерти. Вечная проблема страха смерти и отчаяния перед её лицом становится предметом исследования. Набоков выбирает очень трагическую ситуацию - отец, теряющий сына. Это горе неестественно и потому безутешно. Смерть сына – воплощение вечного человеческого страха, победа над жизнью. В решении умереть самому действует другая цель смерти – смерть-избавительница. Так что даже страх смерти не останавливает героя.
Поэтому основная мысль заключена в поэтике рассказа в целом, во всех его художественных приёмах. Отбрасывая для себя как утешение в беде религию и общество, культуру в целом, герой останавливается у края пропасти, очарованный красотой природы. Но сказать, что его природа или красота – слишком примитивно. Сама жизнь побеждает смерть
Понимание рассказа упирается в понимание его заголовка. Прежде всего, Рождество – это время, когда в рассказе происходит событие. Действие (в основном, внутреннее) занимает сутки: с вечера, предшествующего сочельнику, до вечера сочельника. Трагическая ирония состоит в том, что для героя это антирождество – конец жизни индивидуальной стал причиной принятия решения о добровольной смерти. Все ценности христианства (Бог родился, чтобы жил человек) отброшены героем. Но индивидуальную человеческую смерть побеждает буйство природы.