Молодежь является самой важной частью общества, своеобразным создателем будущего,, создателем, пропускающим через призму собственного восприятия и собственного здравого смысла предрассудки и прогрессивные идеи «стариков» и, таким образом, определяющим, что найдет воплощение в общественной жизни через несколько десятилетий, а что умрет вместе с последними представителями старшего поколения. По состоянию молодежи можно определить и состояние всего общества, ведь общественные пороки прежде всего отражаются на его самой чувствительной и уязвимой части, коей и является молодежь. И страшнее всего то, что молодое поколение может утратить к анализу и оценке реальности и из судьи-преобразователя превратиться в точное отражение старшего поколения — тогда ни о каком развитии общества не может идти и речи.
Именно такую ситуацию и показал Островский в драме «Гроза», изобразив плачевное положение молодежи, за которой оставлено право лишь соглашаться со старшими во всем. Одним из основных качеств детей является любознательность, то есть стремление к познанию чего-то нового, которое впоследствии переходит в антиконсерватизм, то есть стремление к внедрению этого нового в жизнь. Любознательности нет места в городе Калинове, ведь сведения об окружающем мире попадают сюда через странниц типа Феклуши, фанатично убеждающих всех и вся, что «у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто содом». Дикой называет Кулигина «татарином» за попытку объяснить, что такое гроза. В атмосфере всеобщего убеждения в том, что «гроза-то нам в наказанье посылается», молодежь верит всему: и рассказам о людях с песьими головами, и рассказам Дикого о своем праве распоряжаться людьми. Усваивая с детства, что надо бояться старших и беспрекословно подчиняться им, молодежь лишается к критической оценке действительности и вынуждена принимать как неизменную данность и домостроевские порядки, и право стариков, «тузов» этого мира, на подкрепленную лишь авторитетом денег власть. Воспитание в домостроевских традициях, когда родители в буквальном смысле «сокрушают ребра» своим детям, либо подавляет и ломает детский характер, либо заставляет ребенка при и учиться хитростями избегать наказания за преступления против навязываемой морали.
Маша и Владимир родились и воспитывались в разных семьях. Семья Маши Троекуровой была очень обеспеченной, а Владимир рос в бедной семье. По взглядам и характеру они тоже сильно различаются. Владимира никогда не беспокоило будущее, он растрачивал средства, многое себе позволял. Маша была очень хорошо воспитана, образованна, любила читать французские романы, она скромна и любит мечтать. Когда в доме появился Дефорж, он не произвел на Машу никакого впечатления, но когда он мужественно повел со зверем, и убил медведя, Машу поразил этот поступок, и она оценила Дефоржа и изменила свое отношение к нему. Молодые люди стали больше общаться и проводить время вместе, Маша обладала хорошим слухом, поэтому француз начал заниматься с ней музыкой время, и Дефорж покорил сердце молодой девушки. Когда Маша узнала на встрече в саду, что перед ней Дубровский она очень удивилась. Она узнала, что ее чувства взаимны. В это время отец Маши - Троекуров, человек очень грубый и своенравный, решил выдать Машу замуж за старого князя Верейского, ради богатства, которое было у князя. Маша очень не хотела выходить замуж за старика, но ее мнения никто не собирался учитывать. Она решила попросить у Дубровского, как они и договорились кольцо, которое он ей дал, она положила в дупло, с брата. Во время венчания она была очень бледной и выглядела нездоровой, она постоянно ждала, что приедет Дубровский, но его так и не было. Ей пришлось согласить стать женой Верейского. Когда они после венчания ехали в свое имение, их карету остановил Дубровский, он хотел дать ей свободу. Она не согласилась, так как уже была обручена и дала клятву. На этом история любви Дубровского и Маши закончилась. Она поступила по чести и совести, не нарушила свою клятву. Оба героя были преданны своему слову. Ради свободы совести они отказались от своей любви.
Именно такую ситуацию и показал Островский в драме «Гроза», изобразив плачевное положение молодежи, за которой оставлено право лишь соглашаться со старшими во всем. Одним из основных качеств детей является любознательность, то есть стремление к познанию чего-то нового, которое впоследствии переходит в антиконсерватизм, то есть стремление к внедрению этого нового в жизнь. Любознательности нет места в городе Калинове, ведь сведения об окружающем мире попадают сюда через странниц типа Феклуши, фанатично убеждающих всех и вся, что «у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто содом». Дикой называет Кулигина «татарином» за попытку объяснить, что такое гроза. В атмосфере всеобщего убеждения в том, что «гроза-то нам в наказанье посылается», молодежь верит всему: и рассказам о людях с песьими головами, и рассказам Дикого о своем праве распоряжаться людьми. Усваивая с детства, что надо бояться старших и беспрекословно подчиняться им, молодежь лишается к критической оценке действительности и вынуждена принимать как неизменную данность и домостроевские порядки, и право стариков, «тузов» этого мира, на подкрепленную лишь авторитетом денег власть. Воспитание в домостроевских традициях, когда родители в буквальном смысле «сокрушают ребра» своим детям, либо подавляет и ломает детский характер, либо заставляет ребенка при и учиться хитростями избегать наказания за преступления против навязываемой морали.